Найти в Дзене
Финансовая газета

Доходы нефтяников растут, а им все мало

Нефтяники просят у правительства еще 200 млрд руб. на сохранение цен на бензин, в то время как 22 августа цена барреля в рублевом выражении была самой высокой за всю историю.

Баррель нефти марки Brent, которая является эталонным сортом и добывается в Северном море, 23 августа на 12:15 стоил 74,52 долл. Цена нефти российской марки Urals равнялась 72,1 долл. за баррель.

Курс доллара на Московской бирже находился к этому времени на отметке 68,71 руб. Таким образом, баррель российской нефти стоил 4954 руб за бочку. Один баррель нефти Urals равен 0,1373 т, то есть в одной тонне 7,26 барреля и стоит она почти 36 тыс. руб.

22 августа цена бочки нефти в пересчете на рубли с учетом вчерашнего курса рубля составляла 5038 руб., что стало рекордом за всю историю. Такой показатель стал возможен из-за ослабления рубля на фоне новых санкций.

Экспорт нефти российскими компаниями в мае 2018 года, когда был самый пик роста цен на бензин, составлял 4,793 млн баррелей в сутки или более 660 тыс. т.

Цена российской нефти равнялась 74,86 долл. за баррель. Соответственно экспортная выручка российских нефтяных компаний за сутки составляла почти 360 млн долл. Средний курс доллара в тот же период составлял 62,23 руб.

Таким образом, в мае 2018 года российские нефтяные компании зарабатывали на экспорте нефти в сутки более 22,3 млрд руб.

Экспортная пошлина на нефть в России в мае 2018 года составляла 118,5 долл. за тонну или 7374 руб. За весь суточный экспорт нефти в мае пошлина равнялась почти 4,9 млрд руб. То есть чистый доход нефтяных компаний до вычета налогов и других расходов составлял почти 17,5 млрд руб. в сутки.

«Финансовая газета» ранее писала, что в конце прошлого года из-за повышения акцизов на бензин, продавцы стали запасаться топливом, разогнав цены с 39 руб. за литр 95-го бензина в августе до 42 руб. в декабре. В мае нефтетрейдеры решили добрать «свое» и взвинтили цены с 42 руб. до 45,5 за литр 95-го бензина, при этом уменьшив объемы продаж моторного топлива внутри страны в пользу экспорта.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин на годовом собрании акционеров заявил, что рост цен на бензин был вызван ослаблением курса рубля. «Если у вас раньше доллар стоил 30 руб., то теперь – 64. Компания не может ничего сделать, чтобы этого фактора не было, он уже существует», – сказал он, добавив, что это его расстраивает.

Это притом, что по оценке Минфина доходы бюджета от налогового маневра в нефтяной отрасли за 6 лет снизятся на 600 млрд руб. из-за поддержки нефтяников. И теперь они хотят получить от государства в 2019 году дополнительных 200 млрд руб. бюджетной субсидии для сохранения «низких» внутренних цен на бензин. Это помимо уже установленной компенсации из бюджета в 120 млрд руб. на следующий год.

«Роснефть» вообще попросила у Владимира Путина налоговые льготы при разработке месторождений в Сибири. Игорь Сечин в письме президенту говорит, что из-за налогового маневра из «нефтянки» ушло почти 800 млрд руб. ресурсов для инвестиций, а сохранение доли России на международном рынке может быть обеспечено только за счет эффективного использования потенциала Сибири.

Подобное поведение нефтяных компаний о сокращении доходов выглядит, по крайней мере, странно, учитывая размеры премиальных выплат топ-менеджерам. Пять компаний – лидеров «нефтянки» увеличили премии директорам в 2 раза. Больше всех заплатил своему руководству «Лукойл» – по 316 млн руб. каждому из 14 членов совета директоров. Газпром на четверть увеличил премии правлению до 1,4 млрд руб. «Роснефть» выплатит членам совета директоров премии в общей сумме 1,6 млрд руб., правда, они не получат надбавки.

Общая сумма премиальных за первое полугодие этого года составила 10,6 млрд руб. с учетом увеличения выплат на 5,8 млрд руб.

А оптовые цены на бензин в стране выросли еще на 7% из-за сокращения производства и ремонтов НПЗ. Плюс ослабление рубля и экспорт нефтепродуктов становится более выгодным, чем продажи внутри страны.

Может быть, имеет смысл умерить аппетиты?