Найти тему

Проверки налоговой: виды, как избежать и как минимизировать риски

Оглавление

Российское налоговое право определяет несколько видов проверок, регулируемых 82 статьёй Налогового Кодекса от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

Основными среди них считаются:

1. Камеральные – проверки деклараций установленного образца и бухгалтерской отчётности, которые сдают сами компании (или предприниматели) по месту регистрации в соответствующем отделе ФНС.

2. Выездные (документальные) – проверки, проводимые уполномоченными лицами на территории самой организации.

Оба варианта имеют ряд специфических, определённых законодательством и сложившейся практикой особенностей.

Камеральная проверка

Порядок её проведения регулируется служебной инструкцией российских налоговых органов и не требует какого-либо специального решения руководства.

В ходе проверки инспекторы определяют правильность налогового счисления, сопоставляют верность показателей из разных отчётностей, что помогает выявить ошибки.

Предписанный законодательством срок проведения камеральной проверки составляет три месяца с момента предоставления налоговой декларации.

Выездная налоговая проверка и её основные типы

Эти три простых слова, которые, тем не менее, грозно звучат для любой сколько-нибудь серьёзной организации. Что неудивительно, – это одна из наиболее строгих законодательных форм контроля за финансовой деятельностью предприятия, которая нередко оборачивается уголовно-процессуальными последствиями для руководства.

Выездные проверки выделяют в несколько категорий:

– Плановые и внеплановые

Первые проводятся в соответствии с квартальным и годовым расписанием налоговой инспекции, и о них представители ФНС предупреждают заранее.

Внеплановые проверки ничем не регламентированы, они проводятся в экстренных случаях, – например, когда контролирующие органы опасаются, что необходимые им документы будут уничтожены руководством той или иной фирмы.

– Комплексные и выборочные

При комплексной проверке сотрудники ФНС сверяют правильность расчётов с бюджетом всех налогов, при выборочной – анализируют отчётность по одному или нескольким налогам. Нередко этот процесс затрагивает определённое направление деятельности компании, например, инспекторы интересуются налоговыми льготами или же разбираются с экспортными сделками.

– Контрольные

Это повторные проверки, которые проводятся спустя некоторое время после выездной. Согласно российскому законодательству организовывать контрольную проверку не могут те же самые инспекторы, которые осуществляли и выездную. Как правило, ими занимаются представители регионального или межрегионального отделения, проверяющие работу местного органа ФНС.

– Встречные

Под этой процедурой понимается сверка операций друг с другом двух и более фирм. Цель налоговиков заключается в проверке фактического существования торговых контрагентов, в подтверждении реальности отражённых учётными документами транзакций или в простом сопоставлении данных при операциях проверяемой фирмы с её контрагентами.

Как снизить налоговые риски при выездных проверках и минимизировать издержки

-2

Концепция планирования выездных налоговых проверок действует в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно документу, отбор подлежащих контролю налогоплательщиков ведётся по итогам анализа общедоступных критериев риска совершения налогового правонарушения. Такой подход приводит к тому, что некоторые компании могут работать годами без внимания к ним со стороны налоговиков, другие же вынуждены принимать гостей из ФНС чуть ли не ежеквартально.

Есть несколько основных критериев повышенного риска совершения правонарушения:

1. Показатели налоговой нагрузки на деятельность определённого юридического лица ниже средней нормы для хозяйствующего субъекта в конкретной отрасли.

Высчитываемая нагрузка на предприятия, работающие в том или ином регионе РФ, определяется по сданным в ФНС декларациям. В зависимости от отрасли, её ставка варьируется от 12 до 18 % (актуальные данные по ставке можно найти на сайте ФНС, в специализированном разделе).

Поскольку 12% – требуемый налоговой инспекцией минимум, то руководство каждой отдельной компании должно следить, чтобы это значение в отчётности было никак не меньше указанной величины. В случае нарушения этого правила, риск выездной проверки существенно возрастает.

2. Указание на убытки в течение нескольких налоговых периодов.

Как показывает практика, даже единожды отражённый в декларации квартальный убыток существенно повышают риск возникновения заинтересованности со стороны сотрудников ФНС. Вызов руководителя организации в налоговую инспекцию или письмо из неё по упомянутому вопросу свидетельствует о том, что, скорее всего, в ближайшем времени последует и выездная проверка.

Соответственно для того, чтобы избежать внепланового визита налоговиков, рекомендуется не допускать убыточности в деятельности предприятия, либо же просто не показывать её в отчёте.

3. Отражение в декларации значительных сумм льготных вычетов за определённый налоговый период.

Большое количество используемых компаний, снижающих фискальную нагрузку услуг, также повышает риски назначения выездной проверки. Опытные бухгалтеры знают о том, что выявляемые значительные суммы налоговых вычетов вызывают подозрения у сотрудников ФНС и не допускают уменьшения нагрузки ниже обозначенных 12 %.

4. Тенденция роста расходов в деятельности организации при сохраняющимся уровне доходов.

Даже при отсутствии убытков и равномерном использовании налоговых вычетов инспекторы могут назначить выездную проверку в случае непропорционального роста хозяйственных трат.

5. Установление заработных плат сотрудникам на уровне ниже средней в конкретной отрасли определённого региона РФ.

Традиционно считается, что практика занижения зарплаты чревата визитами проверяющих из трудовой инспекции, Пенсионного фонда или налоговиков, проводящих проверку по ЕСН. Результаты этих проверок тщательно анализируются, и нередко по их итогу назначается выездная проверка с рассмотрением показателей НДС и налога на прибыль.

6. Многократное приближение величин финансовых показателей к предельному значению, которое даёт право на использование специального налогового режима (УСНО).

Приближение выручки предприятия или увеличение числа сотрудников до предельного значения, дающего право на применение упрощённого налогообложения, на практике всегда приводит к оформлению выездной проверки.

Соответственно, рекомендуется тщательно отслеживать этот показатель, и аккуратно отражать прибыль в декларации.

7. Указание величины расходов максимально приближенной к величине доходов.

Формула расчёта УСНО «доходы минус расходы», дающая право на уплату минимальной ставки налога в 1%, работает против предприятий с небольшим оборотом. Поскольку на практике почти всегда ведёт к назначению выездной проверки.

Чтобы избежать появления налоговиков, рекомендуется контролировать бухгалтерию таким образом, чтобы показатели расходов не были равны показателям доходов.

Это далеко не полный перечень реально возникающих ситуаций, которые приводят к визиту налоговой выездной инспекции, но основные риски перечислены.

В попытках уклонения от налоговых проверок некоторые российские предприниматели нередко регистрируют юридические лица на подставных граждан. Это откровенно плохой способ избежать контроля со стороны ФНС, поскольку в целях борьбы с правонарушениями российские законодатели в декабре 2011 года ужесточили ответственность за такие попытки вплоть до уголовного наказания с лишением свободы до пяти лет.

Лайфхак: если у вас возникли вопросы о правомерности проводимой налоговиками проверки в отношении вашего предприятия, бесплатную консультацию можно получить у профессиональных компаний, занимающихся оказанием бухгалтерских услуг.

Такие организации имеют большой опыт предупреждения негативных последствий после проверок.