Если человек в школе сидит за первой партой, у него много забот. Во-первых, вовремя подсказать плавающему у доски товарищу. Во-вторых, вытянув шею, орлиным взором разглядеть каждую клеточку в классном журнале, лежащем на учительском столе, и тайными знаками сообщить, кому какую оценку поставили.
А знаки эти такие. Если «пять» — растопыриваешь пальцы и показываешь с улыбкой до ушей всю пятерню. Если «четыре» — один палец загибаешь, а четыре поднимаешь. Сообщение о «тройке» делается соответственно тремя пальцами, о «двойке» — двумя и уже без всяких восторженных улыбок, а об «единице»... Как можно сообщить о ней? Только с помощью сиротливого, одинокого пальца. - Очень удобный способ! Но только не думайте, что его вы, школьники, придумали. В древние времена у всех народов только такой ручной счет и был. Двух рук хватало, чтобы посчитать до десяти. А когда надо было сосчитать числа покрупнее, человек принимался усердно махать руками, то загибая, то выставляя нужное количество пальцев. Со стороны можно было подумать, что он пчел отгоняет — уж так машет! — а на самом деле он просто считал.
А аборигены одного из островов Микронезии пользовались для счета всем своим телом. Вот как они обозначали цифры: «1»— мизинец правой руки, «2» безымянный палец, «3» — средний, «4» — указательный, «5» — большой, «6» — кисть Руки, «7» — локоть, «8» — плечо, «9» — Ухо, «10» — правый глаз, «11» — левый, «12» — нос, «13» — рот и так далее.
Когда числа стали записывать, пальцы заменили палочками. Посмотрите внимательно на римские цифры. I, И, III — это один, два и три пальца; V — это пятерка, X — это две пятерки, то есть десять.
Цифры «1», «2», «3», «4» и «5» стали основой для всех последующих, ведь, соединяя их, можно получить любое число. Только трудно было без такой важной персоны, как нуль. Ведь он в одно мгновенье может единицу превратить в десяток, сотню, тысячу и даже миллион. А как без него написать, например, 503? Убери нуль — и получится 53. Или — 1063? Без нуля это будет просто 163. Как же люди выходили из положения до изобретения нуля?
Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышло 503, а не 53, 1063, а не 163, приходилось писать на особой разграфленной доске. Ее придумали древние греки, и называлась она абак. На абаке были клеточки для единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов. Заметили, на что похож абак? Конечно, он напоминает счеты, только без косточек и спиц. На каждую графу абака клали кружок с цифрой, а место нуля, которого еще не существовало, оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым кружочком, а на бумаге пустой кружок превратился в нуль. Какая удача, какое великое изобретение — не меньшее, чем компьютер или паровоз!
Из Греции абак перекочевал в Древний Рим, а затем распространился по всей Западной Европе. В XVII-XVIII вв. так считали и у нас. По разлинованной в клетку доске передвигали камешки или косточки с цифрами. Один европейский путешественник, посетивший Москву в конце XVII века, писал, что москвитяне носят с собой целые кошели сливовых косточек.
Возьмем столбик на «6». Сколько будет 6x8? Положите на стол перед собой кисти рук. На левой руке загните столько пальцев, на сколько первое число больше пяти (6-5=1).
На правой руке загните столько пальцев, на сколько второе число больше пяти (8—5=3 пальца). Теперь сложим 1 и 3. Это будут у нас десятки в ответе, то есть получается четыре десятка — вместе сорок. А число незагнутых пальцев нужно перемножить — это будут единицы: 2x4=8. Значит, ответ — 48. Описание получилось долгое, но на практике перемножать с помощью пальцев можно очень быстро.
Рекомендую прочитать книгу День числа Пи Нины Дашевской