Найти в Дзене
Впервые

Зачем придумали числа? Кто и когда

Если человек в школе сидит за первой партой, у него много забот. Во-первых, во­время подсказать плавающему у доски то­варищу. Во-вторых, вытянув шею, орлиным взором разглядеть каждую клеточку в классном журнале, лежащем на учитель­ском столе, и тайными знаками сообщить, кому какую оценку поставили.

А знаки эти такие. Если «пять» — рас­топыриваешь пальцы и показываешь с улыбкой до ушей всю пятерню. Если «че­тыре» — один палец загибаешь, а четыре поднимаешь. Сообщение о «тройке» дела­ется соответственно тремя пальцами, о «двойке» — двумя и уже без всяких вос­торженных улыбок, а об «единице»... Как можно сообщить о ней? Только с помощью сиротливого, одинокого пальца. - Очень удобный способ! Но только не ду­майте, что его вы, школьники, придумали. В древние времена у всех народов только такой ручной счет и был. Двух рук хватало, чтобы посчитать до десяти. А когда надо было сосчитать числа покрупнее, человек принимался усердно махать руками, то за­гибая, то выставляя нужное количество пальцев. Со стороны можно было подумать, что он пчел отгоняет — уж так машет! — а на самом деле он просто считал.

А аборигены одного из островов Микро­незии пользовались для счета всем своим телом. Вот как они обозначали цифры: «1»— мизинец правой руки, «2» безы­мянный палец, «3» — средний, «4» — ука­зательный, «5» — большой, «6» — кисть Руки, «7» — локоть, «8» — плечо, «9» — Ухо, «10» — правый глаз, «11» — левый, «12» — нос, «13» — рот и так далее.

Когда числа стали записывать, пальцы заменили палочками. Посмотрите внима­тельно на римские цифры. I, И, III — это один, два и три пальца; V — это пятерка, X — это две пятерки, то есть десять.

Наши современные цифры пришли к нам от арабов. Сначала они тоже были изо­бражениями пальцев. Цифру «1» писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру«2» — двумя палочками, но лежащими гори­зонтально. Это потом при скорописи верх­няя палочка превратилась в круглую голо­вку, а нижняя — в изящный хвостик. Цифра «3» изображалась тремя палочка­ми, лежащими одна над другой. Цифра «4» обозначалась четырьмя палочками, расположенными крестообразно. Цифра «5» представляла собой очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем. Первоначально цифры выглядели иначе. Но при скорописи вид их изменился.
Наши современные цифры пришли к нам от арабов. Сначала они тоже были изо­бражениями пальцев. Цифру «1» писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру«2» — двумя палочками, но лежащими гори­зонтально. Это потом при скорописи верх­няя палочка превратилась в круглую голо­вку, а нижняя — в изящный хвостик. Цифра «3» изображалась тремя палочка­ми, лежащими одна над другой. Цифра «4» обозначалась четырьмя палочками, расположенными крестообразно. Цифра «5» представляла собой очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем. Первоначально цифры выглядели иначе. Но при скорописи вид их изменился.

Цифры «1», «2», «3», «4» и «5» стали основой для всех последую­щих, ведь, соединяя их, можно получить любое число. Только трудно было без такой важной персоны, как нуль. Ведь он в одно мгновенье может единицу превратить в деся­ток, сотню, тысячу и даже миллион. А как без него написать, например, 503? Убери нуль — и получится 53. Или — 1063? Без нуля это будет просто 163. Как же люди вы­ходили из положения до изобретения нуля?

Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышло 503, а не 53, 1063, а не 163, приходилось писать на особой разграфлен­ной доске. Ее придумали древние греки, и называлась она абак. На абаке были кле­точки для единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов. Заметили, на что похож абак? Конечно, он напоминает счеты, только без косточек и спиц. На каждую графу абака клали кру­жок с цифрой, а место нуля, которого еще не существовало, оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым кружочком, а на бумаге пустой кружок превратился в нуль. Какая удача, какое ве­ликое изобретение — не меньшее, чем ком­пьютер или паровоз!

Из Греции абак перекочевал в Древний Рим, а затем распространился по всей За­падной Европе. В XVII-XVIII вв. так счита­ли и у нас. По разлинованной в клетку до­ске передвигали камешки или косточки с цифрами. Один европейский путешествен­ник, посетивший Москву в конце XVII ве­ка, писал, что москвитяне носят с собой це­лые кошели сливовых косточек.

Числа от 1 до 9 на Руси долго называли «перстами», то есть пальцами. Счет на пальцах — дела давно минувших дней, но кое-что из опыта наших предков мы мо­жем взять. Пальцы могут вам пригодить­ся, например, для заучивания таблицы умножения. Вы можете не учить всю таб­лицу. Выучите до пяти, а дальше вам по­могут пальцы. Вот посмотрите.
Числа от 1 до 9 на Руси долго называли «перстами», то есть пальцами. Счет на пальцах — дела давно минувших дней, но кое-что из опыта наших предков мы мо­жем взять. Пальцы могут вам пригодить­ся, например, для заучивания таблицы умножения. Вы можете не учить всю таб­лицу. Выучите до пяти, а дальше вам по­могут пальцы. Вот посмотрите.

Возьмем столбик на «6». Сколько будет 6x8? Положите на стол перед собой кисти рук. На левой руке загните столько паль­цев, на сколько первое число больше пяти (6-5=1).

На правой руке загните столько паль­цев, на сколько второе число больше пяти (8—5=3 пальца). Теперь сложим 1 и 3. Это будут у нас десятки в ответе, то есть полу­чается четыре десятка — вместе сорок. А число незагнутых пальцев нужно перемно­жить — это будут единицы: 2x4=8. Значит, ответ — 48. Описание получилось долгое, но на практике перемножать с помощью пальцев можно очень быстро.

-3

Рекомендую прочитать книгу День числа Пи Нины Дашевской

Купить книгу на Читай Город