Представляем вашему вниманию 10 тайн знаменитых скульптур
Руки Венеры Милосской
Фигура Венеры, найденная в 1820 году на греческом острове Милос простым кретьянином, занимает почетное место в Лувре. На момент обнаружения фигура была разломлена пополам по горизонтали. Однако обе руки у нее были на месте! По сохранившимся с XIX века описаниям, в левой руке Венера держала яблоко, а правой придерживала ниспадающие одежды. Офицер французского военного флота распорядился увезти находку с острова, но матросы-носильщики - простые люди, не проникшиеся величием статуи, - слишком грубо тащили Венеру по скалам, а вдобавок еще и устроили драку по дороге к кораблю, и обе руки откололись. На корабле статуя оказалась без рук, а вернуться и поискать оставшиеся части матросы наотрез отказались.
«Поцелуй» без поцелуя
Происхождение знаменитой скульптуры Огюста Родена таково: Франческа да Римини, знатная итальянская дама XIII века, полюбила Паоло, младшего брата своего мужа. Когда они читали рыцарский роман о любви Ланселота и Гвиневры, их застиг её муж, который счел, что Франческа ему изменяет. Он убил и жену, и брата. Рассматриваая скульптуру под определенным ракурсом, действительно можно подумать, что пара целуется, но на самом деле герой и героиня не касаются друг друга губами. Тем самым статуя как бы намекает на то, что Франческа и Паоло были убиты, не совершив греха.
Мистический Медный всадник
Все мы знаем поэму "Медный всадник", центром которой является памятник Петру I,. Памятник действительно окружен мистическими и потусторонними историями. Во время Отечественной войны 1812 года напуганный нашествием Наполеона император Александр I приказал вывезти из города все ценности, в том числе и памятник Петру I. Но ему передали, что некоего майора Батурина преследует один и тот же сон: Петр съезжает со скалы на Сенатской площади, направляется к Александру I и говорит ему: "Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!". Пораженный этим рассказом, Александр I отменил свое решение о переносе памятника.
Страдания Русалочки
Статуе Русалочки в Копенгагене исполнилось всего какая-то сотня лет - возраст совсем юный в сравнении с шедеврами Возрождения или Античности. Но именно этой статуе больше всего не везет на вандалов. Как минимум дважд Русалочка была обезглавлена: в 1964 и 1998 году. Это оставило едва заметные «шрамы» на шее, ведь голову скульптуры пришлось заменить. В 1984 году многострадальная дева-рыба потеряла правую руку (ее также восстановили). 8 марта 2006 года на другую руку ей был "водружен" фаллоимитатор, а на спине статуи нацарапали надпись «С 8 марта!» После всего этого власти Копенгагена объявили, что планируют перенести статую дальше в гавань, чтобы прекратить дальнейшие случаи вандализма.
Рогатый Моисей
Библейская Книга Исхода так описывает обретение Моисеем скрижалей на горе Синай: когда Моисей спустился с горы, иудеев поразило его лицо, которое... И вот тут-то закавыка, над которой бились переводчики в течение столетий. В оригинале Библии стоит слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Конечно же, нам сейчас кажется более логичной версия, что лицо Моисея сияло. Но Микеланджело следовал традиции, распространенной в его время, а тогда правильным считался перевод, называвший Моисея рогатым!
Цветная Античность
Беломраморные античные статуи знакомы нам со школьных учебников, и многие из нас считают, что древнегреческие и древнеримские скульптуры всегда были только белоснежными. Долгое время так считали и профессиональные историки, однако недавние исследования доказали, что статуи изначально раскрашивались! Они были цветными, такие вот 3D комиксы :-) Просто краски исчезли со временем, от длительного воздействия света и воздуха.
Как такое вообще можно сделать из камня? Эффект потрясающий, а разгадка - в особенной структуре мрамора для этих скульптур. Монти выбирал те глыбы, которые имели два слоя почти прозрачный и более плотный. Мастер работал с ними по границе, разделяющей непрозрачную и полупрозрачную часть камня. Благодаря этому обработанные остатки полупрозрачной части дают эффект вуали.
Идеальный Давид из испорченного мрамора
Высота этой статуи - более 5 метров. Микеланджело изваял своего Давида из куска белого мрамора, который был привезен из каменоломен по заказу менее талантливого, но более богатого скульптора Агостино ди Дуччо, который пытался обработать глыбу, но бросил ее. Микеланджело использовал "испорченную" глыбу для совсем другого замысла - и ему это великолепно удалось! Гению покорны любые материалы!
Смерть, вдохновившая на творчество
Фаталистический сюжет об общении Рыцаря и Смерти часто поднимался в европейской культуре, но таких впечатляющих форм не принимал до появления на каталонском кладбище Побленоу этой загадочной статуи. Имя ее автора до сих пор остается неизвестным, словно статую изваяла сама смерть. Правда, исследователи предлагают два мнения: авторство приписывается Жауме Барбе или Жоану Фонбернату. Как бы там ни было, впечатление она производит настолько сильное, что знаменитый режиссер Ингмар Бергман вдохновился ею на создание кинокартины «Седьмая печать».
Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской
Французский консул и археолог Шарль Шампуазо нашел статую богини победы Ники на острове Самофракия в 1863 году. Считают, что ее создали во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Статуя ивзаяна из золотистого парийского мрамора, но руки и голова безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука была поднята вверх и держала внок победителя, кубок или горн, трубящий славу. Впрочем, все попытки восстановить руки статуи были безуспешны, поскольку было очевидно, что они портят шедевр. Поэтому Ника осталась такой, какой была найдена, - неповторимо прекрасна в своем несовершенстве.
Понравился материал? Поставь лайк, подпишись на канал! Пишем об искусстве профессионально и со смыслом!