Основной датой церковного раскола, произошедшего в 17-м веке называют 1666 год, именно тогда Церковный собор, созванный патриархом Никоном провозгласил и утвердил все изменения и реформы в церкви, богослужебных книгах и обрядах, которые Никон готовил в течение десятка лет.
Последствия раскола
Разделение Русской православной церкви на сторонников и противников Никоновских реформ привело к национальной трагедии. За бортом основной государственной религии остались сотни тысяч человек, они подвергались гонениям и преследованию со стороны властей. Вынуждены были вести полулегальный образ жизни.
Многие противники новшеств, были вынуждены бежать из родных мест и искать более удаленные места, где их не достала бы карающая рука государства.
Идеологи и видные сторонники раскола были взяты под стражу, некоторые подверглись казни. Общины раскольников, считавших, что настали времена, когда по земле ходит Антихрист, сжигали себя сами, в полном составе. С детьми и женщинами. Лучше так, считали они, чем "оскверниться" и поддаться приспешникам антихриста.
Неоднородность была и в самой раскольничьей среде. После реформы, у них остался лишь один епископ, который мок рукополагать новых священников, но и он вскоре умер. А дореформенные священники тоже были не вечны.
Многие общины остались без пастырей духовных, ощущался дефицит старых богослужебных книг и икон, освященных по дореформенным правилам.
Толки и согласия: всяк молится по-своему
Все это привело к тому, что вскоре старообрядцы раскололись на многочисленные толки и согласия. Руководить общинниками стали люди, не имевшие духовного звания, многие обряды было невозможно свершать вовсе. Им придумали замены, у каждого толка они были свои.
Вот лишь несколько примеров:
- дырники - не почитали икон, а молились на восход солнца, для чего в стене проделывали отверстие или оконце;
- рябиновцы - почитали рябину, как дерево из которого был изготовлен крест Христа, их нательные кресты тоже были рябиновыми;
- средники - почитали среду за воскресенье, в честь первого дня Пасхи, а в воскресенье работали, как в будни.
Себя старообрядцы именовали древлеправославными христианами, жили замкнуто, не признавали и считали за чужаков тех, кто принял церковную реформу.
Обычаи
Кроме известного двоеперстия и имени Иисуса с одним "И", кроме особенностей оправления культа, у старообрядцев было множество иных отличий от официальной православной среды.
Жестко регламентировались и по-своему устанавливались нормы и правила внутри общины:
- и женщины, и мужчины носили особую, традиционную одежду, не признавая новшеств и веяний моды;
- детей обучали дома или под руководством духовника, который имел право читать и трактовать церковные книги;
- девочкам образование не полагалось;
- для "пришлых" и иноверцев в домах старообрядцев была отдельная посуда, лавки, сосуды с питьевой водой;
- общение с людьми другого толка, согласия или веры, вело к "осквернению", которое надо было отмаливать;
- духовник общины мог наложить суровую епитимью на общинника за любое прегрешение;
- были и свои брачно-семейные обычаи, иногда очень дикие.
Противники царизма
Царь, который одобрил Никоновскую реформу, был для старообрядцев воплощением зла. И дело не касалось одного лишь Алексея Михайловича Тишайшего. Некоторые толки отвергали молитвы за царя, не признавали распоряжений властей, денежных ассигнаций.
Многие призывали к странничеству, как, например, представители толка "бегунов". Вступая в общину, они получали новые имена и обязались странничать, иногда только странникам давалось разрешение на брак.
Странники перемещались с места на место, забивались в пустыни и скиты, из было трудно отследить и обложить налогами. К слову, позднее, при правительнице Софье, старообрядцам были позволены некоторые послабления, но налоги с них брали вдвое, против обычных.
Многие старообрядцы с воодушевлением приняли революционные события. Впрочем, в новой власти, они вскоре тоже разочаровались. Показателен пример семьи Лыковых, обнаруженных уже в конце 20-го века.
Семья ушла от коллективизации 30-х годов и изолированно существовала в глухой тайге долгие десятилетия, не зная ни о Великой Отечественной войне, ни о полетах человека в космос.
Очень красочно и достоверно жизнь старообрядцев, их быт, взаимоотношения с миром и дикие традиции, описал писатель А. Черкасов в своем романе "Хмель".
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет