Он был герой Куликовской битвы, командовал Засадным полком, решившим исход сражения, а судьба Дмитрия Михайловича Боброка Волынского окутана тайной. Известен лишь короткий промежуток его жизни. Всего лишь около 20 лет.
Князь без удела
Как следует из прозвища "Волынский", Дмитрий Михайлович происходил с Волыни и имел княжеское достоинство.
Есть на Волыни, недалеко от Львова, местечко Бобрка на речушке Боберке. Историки считают, что Бобрка и есть маленький удел Дмитрия Михайловича, потерянный им в результата Польской экспансии.
А вот из какого рода происходил воевода Боброк, историки спорят. То ли был он потомок многочисленных Рюриковичей, то ли вел он род от Литовского князя Гедемина, чьим правнуком являлся.
Впервые на Москве Боброк упомянут в летописях под 1371 годом. Вероятно появился он на Московской службе немного ранее и уже вместе с взрослыми сыновьями от первой жены Борисом и Давыдом.
Тогда уже начиналась такая практика: князья, потерявшие свои уделы, захваченные недругами, уезжали к Великому князю Владимирскому и поступали на службу в качестве бояр.
Княжеский зять
А Дмитрий Михайлович своего княжеского достоинства не потерял, вопреки традициям, в боярство не перешел. За что такая честь?
А за то, что второй женой Дмитрия Боброка стала родная сестра Дмитрия Ивановича. Анна была почти ровесницей своим пасынкам.
Исходя из того, что Анну могли отдать замуж и за более выгодного жениха, и за более молодого и владельного, чем Боброк, можно предположить, что княжеская сестра сама выбрала.
Может, все решила любовь? Этим и объясняется то, что княжеского достоинства зять Дмитрия Донского был не лишен: за князя сестру отдавать было почетнее, чем за боярина.
Ратные дела
Дмитрий Боброк Волынский был воином. Уже в 1371 году Боброк командует войсками Москвы против Олега Рязанского и в битве под Скорнещево наносит последнему обидное и сокрушительное поражение.
Олег Рязанский даже престол свой был вынужден временно уступить Пронскому князю.
В 1376 году Боброк пошел походом на Волжскую Булгарию. И снова - успешно. А о его умелых действиях во время битвы на поле Куликовом и говорить не приходится.
А потом снова была тишина.
Версии судьбы
То ли гордый и вспыльчивый Дмитрий Донской позавидовал своему тезке, его славе и подвигам в Куликовском сражении, и опалился на зятя. То ли сам Боброк посвятил себя мирной жизни, но в летописях он упоминается только в 1389 году.
Он подписался первым под духовной грамотой умиравшего Дмитрия Донского и снова пропал. Больше ни единого упоминания о нем нет.
Версии:
- умер вскоре после смерти Дмитрия Донского в 1389 году;
- погиб в битве с ордынцами на реке Ворскле в 1389 году;
- постригся в монахи то ли с именем Максима, то ли с именем Дионисия и скончался в иноческом чине около 1411 года.
Семейная трагедия
Что могло сподвигнуть воеводу к монашеской жизни? Только непомерное горе, которое свалилось на семью Дмитрия Боброка.
В 15-летнем возрасте разбился насмерть, неудачно упав с коня, его младший сын от сестры Дмитрия Донского, Василий.
Историки полагают, что именно эта трагическая случайность и побудила обоих родителей принять иноческий постриг. Что же, понять их можно.
А вот сыновья от первой жены дали потомство:
Борис Волынский князем уже не писался, но дал корень роду Волынских. А Давыд Вороной стал родоначальником знаменитого рода Воронцовых.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет