Основатели компании, даже если они друзья, иногда не могут договориться о долях в компании. Как этого избежать?
Даже если ваш стартап находится на уровне идеи или только-только начал работать, нужно договориться о распределении долей между основателями. И чем раньше, тем лучше. К сожалению, о такие договоренности часто спотыкаются сооснователи, что приводит к скандалам, ссорам, а часто и разводу основателей. Например, о подобном споре как раз рассказал один из сооснователей медиа-стартапа The Bell. Среди молодых компаний в акселераторе ФРИИ тоже бывают такие случаи, примерно раз в год.
Первое. Устные договоренности ничего не значат. Зафиксируйте распределение долей в письменном виде, хотя бы в письме в электронной почте. Но зачем такие сложности, если я делаю бизнес с друзьями? Письменная договоренность избавит вас от недопонимания в тот момент, когда вы будете оформлять доли в компании юридически. В разговоре кто-то кого-то может не так понять, а в письме все будет ясно.
Второе. Как именно должны быть распределены доли между основателями? Это всегда сложный вопрос, который зависит от множества факторов — чьи деньги, чья идея, кто сколько времени уделяет проекту и так далее. Можно посоветовать сервис Slicing Pie, но окончательное распределение долей — результат договоренностей основателей.
Третье. Пропишите в соглашении годовой порог — так называемый клифф. Если один из основателей покидает проект в первый год, то он не получает ничего, а его доля уходит остальным основателям, инвестору или идет на опционы. Что делать, если не сооснователь не сам хочет уйти, а его хотят уволить другие партнеры — не сошлись характерами, опыт оказался не настолько ценным или что-то другое? Это вопрос договоренностей. Можно, например, выкупить его долю, но придется договариваться о цене. Или оставить долю, и он будет просто акционером. А найти нового сооснователя или недостающих сотрудников можно, например, с помощью сервиса Cofoundit.
Четвертое. Вестинг — схема, когда доля отходит постепенно, обычно в течение четырех лет. Предположим, что доля сооснователя 20%. Тогда в первый год он получит 5%, во второй его доля будет 10% и так далее. Такое соглашение позволяет дополнительно мотивировать людей.
Подробнее о клиффе и вестинге можно почитать в этой статье
Нештатные ситуации. Бывает, что изначальные договоренности не срабатывают и один из основателей хочет переиграть свою долю. Так произошло в The Bell, как утверждает один из основателей. Что делать в этом случае? Если договоренности устные, то опираться вам почти не на что. Но и письмо с договоренностями может не сработать, суд с ним будет выиграть проблематично. Если CEO стартапа в момент регистрации компании захочет увеличить свою долю, то помешать этому будет сложно. Если потраченный им ресурс оказался действительно больше, то по общим договоренностям он может получить большую долю.
А что если CEO, говоря по-простому, решил кинуть других сооснователей? У вас несколько путей. Первый — согласиться и работать дальше. Второй — попытаться оспорить. Но даже если вам это удастся, то у CEO в дальнейшем будет много возможностей ущемить ваши права. Вопрос в том, насколько вы будете ему доверять. Третья — уйти и начать делать аналогичный проект самостоятельно. В России очень сложно с соглашениями о неконкуренции в случае ухода из компании. Если у вас достаточно компетенций для создания аналогичной компании, то это тоже является выходом из ситуации.