Найти в Дзене

За что сжигали церкви и убивали священников в Испании в начале XX века.

«Откуда у хлопца испанская грусть? Ответь, Александровск, и Харьков, ответь: давно ль по-испански вы начали петь?»
М. Светлов

Несмотря на то, что мы привыкли считать Россию родиной слонов и нашего слона самым большим в мире, кровавые и жестокие события Русской Революции вовсе не были уникальными. На другом конце Европы была другая страна, жители которой не хуже русских умели лить кровь соотечественников, в том числе и священнослужителей.

Испания! Бывшая величайшая Империя над которой не заходило солнце задолго до Британской империи. В жесточайших битвах завоевавших пол-Европы, открыв и покорив огнем и мечом Америку, захватившую колонии в Африке и в Юго-Восточной Азии. Однако во второй половине XIX века Империя давно уже была в глубочайшем упадке. Особо унизительное поражение нанесла новая молодая империя – САСШ в испано-американской войне. В итоге сама Испания превратилась в страну, сильно похожей на царскую Россию. Одновременно с невиданной роскошью аристократии и католической церкви соседствовали ужасающие нищета крестьян (составлявших большинство населения) и малочисленный рабочий класс. Церковь срослась с государством настолько, что крестьяне и горожане воспринимали священников, как государственных чиновников, сосущих из них все соки. Рос антиклерикализм во всем испанском обществе. Школы, находящиеся под полным контролем иезуитов, давали неплохое техническое образование, но половина времени в них занимали молитвы и заучивания жития святых. Так же как и в Российской империи конца XIX-начало XX века основная часть мужского населения прекращали посещать церкви. Вера стал уделом женщин. Особенно ситуация усугублялась тем, что Церковь была крупнейшим землевладельцем, а 80% крестьян были бесправными арендаторами, которых в любой момент могли вышвырнуть из его дома умирать с голоду. В конце XIX века в Испании сильны стали позиции анархизма. Анархисты заняли ту же нишу, что в царской России партия эсеров. Ровно также они вели агитацию среди крестьян и ровно также устраивали кровавые теракты.

Ненависть копилась годами и социальный взрыв был неминуем.

26 июля 1909 года

В результате неудачной войны в Марокко, правительство Испании объявило мобилизацию резервистов, никаких выплат семьям призванных не полагалось, а забирали даже единственных кормильцев. Это и стало поводом для восстания среди населения Барселоны. А жители столицы Каталонии, как и сегодня, были известны своей нелюбовью к центральному правительству, а также сильны профсоюзными и анархическими организациями. И город восстал.

Профсоюзы города и Радикальная партия объявили всеобщую забастовку, в ответ губернатор закрыл газеты и вывел на улицу Национальную гвардию, бастующие начали громить трамваи (поскольку работники трамвайного депо не поддержали забастовку), работающие склады и открытые лавки.

Баррикада из опрокинутого трамвая, возле трамвайной остановки в районе Грасиа. Фото: Brangulí
Баррикада из опрокинутого трамвая, возле трамвайной остановки в районе Грасиа. Фото: Brangulí

В полдень губернатор объявил военное положение. К трем часам дня власти оказались в состоянии войны с горожанами. Восставшие нападали на полицейские участки и органы власти. Пролилась первая кровь.

Баррикада на улице Барселоны, июль 1909 г.
Баррикада на улице Барселоны, июль 1909 г.

Особую ярость испанцев вызывали церкви и монастыри, они врывались туда, избивали и иногда убивали священников, поджигали здания, вытаскивали из склепов мумифицированные трупы монахинь и таскали их по городу.

Мумифицированные останки монахини, Барселона, июль 1909.
Мумифицированные останки монахини, Барселона, июль 1909.

-5

Врывались в женские монастыри, освобождая молодых послушниц, поскольку считалось, что монахини удерживают их там против воли, применяют пытки и всячески склоняют к пострижению. Более пожилых монахинь избивали и насиловали. Введенные в город войска попали под огонь из окон домов и крыш, в ответ военные стреляли во все стороны, не разбирая где свои, а где чужие. Особенно этому способствовало то, что часть полицейских и муниципальных чиновников перешли на сторону восставших и также участвовали в погроме церквей и монастырей. В результате пожара произошло обрушение церкви Sant Pau del Camp. Всего в результате восстаний было уничтожено 14 церквей, 33 церковных школ и 33 монастыря.

-6

К 1 августа восстание было подавлено войсками. Погибло 75 гражданских и трое военных. После подавления восстания было арестовано более двух с половиной тысячи человек, 175 осуждены к длительным срокам, 59 осуждены к пожизненному заключению, а 5 человек были приговорены к смертной казни. Причем двое из них вызвали особое возмущение общественности – слабоумный подросток, который танцевал на мумиях монахинь и известный педагог Франсеск Феррер, открывший в 1901 году светскую «Современную школу». Его обвинили в том, что он руководил восстанием, хотя его даже не было в стране в этот период. Что не помешало признать его виновным и расстрелять. Истинной причиной его казни было то, что он был одним из теоретиков испанского анархизма. После его казни многие сторонники педагогических идей Феррера в США стали создавать так называемые «современные школы», или школы Феррера. Первая была создана в Нью-Йорке в 1911 году.

Таким образом антиклерикальные настроения в Испании были задолго до событий гражданской войны 1931-1939 гг., когда священников, кардиналов и монахинь убивали уже по всей стране, а церкви и монастыри сжигались сотнями.

Нельзя также говорить о том, что жестокие убийства священнослужителей это исключительно российский феномен и уж тем более нельзя говорить о том, что в основе подобных действий лежат коммунистическая идеология. Всегда существуют объективные предпосылки недовольства Церковью, которая становиться частью госаппарата.