Найти в Дзене

«Зло притягательно. Но мы учим его избегать» # Почему на ТВ столько жестокости? Интервью

Оглавление

Ведущая программы «Телевизионная служба безопасности» расскажет нашим читателям о себе, а также отчего криминал занимает столь большое место на ТВ и почему жестокий герой Карпова из «Глухаря» все равно нравится людям.

Справка: Елена Крайт

«Зло притягательно. Но мы учим его избегать»
«Сцен насилия много...» «Хочется испытать... страх»

Криминальный журналист, ведущая программы «Телевизионная служба безопасности».

Окончила факультет международных отношений СПБГУ, факультет ГиМУ РАНХиГС, факультет телерадиожурналистики СПБГУП.
В 2010 году начала журналистскую карьеру на канале 100 ТВ в программе «Хроника происшествий», затем была автором программы «Область безопасности» на канале ЛОТ, после стала ведущей программы «ТСБ», которая в последующем выходила на 5-м канале, РЕН-ТВ и 47-м канале.
По ее словам, «по-настоящему стала ощущать себя журналистом после того, как пришла в программу „ТСБ“. Многому я научилась у главного редактора Игоря Александровича Обленова, который на Ленинградском телевидении начал работать еще в конце 60-х годов прошлого века. Именно Игорь Александрович в свое время и „дал добро“ на выход передачи „600 секунд“ Александра Невзорова. Его школу прошла Светлана Сорокина и многие другие журналисты российского ТВ»

Интервью

- Елена, многие говорят, что на российском ТВ слишком много криминала, считая художественные фильмы. Мол, в этом есть некая его пропаганда. А каково ваше мнение?

Действительно, криминальная ниша на российском телевидении занята огромным количеством криминальных программ и палитра их разнообразна. Это и криминальные новости, и журналистские расследования, и целые фильмы о громких преступлениях. Подсматривая за коллегами с других каналов, я отмечаю, что порой журналисты, стремясь подать материал более зрелищно, показывают слишком откровенные сцены насилия, беспощадных расправ и преступлений. И у нашего зрителя, охваченного потоком негативной информации, создается ощущение, что он живет в небезопасной стране, где все давно куплено, на улицах кругом наркоманы и маньяки, полиции доверять не стоит и повлиять на ход событий в этой стране обычному человеку - невозможно.

СМИ оказывают влияние на зрителя, и речь не только о пропаганде, но и о профилактике... профилактике преступлений. Наша программа «ТСБ» - это школа выживания в большом городе. Люди должны знать, что происходит вокруг, с какими опасностями они могут столкнуться. Информировать общество об уровне преступности нужно объективно, чтобы люди вели себя адекватно, исходя из существующих угроз. Преступники каждый день придумывают изощренные способы обмана, мы о них рассказываем, предостерегаем и предупреждаем людей, как не стать жертвой.

В «ТСБ» наши эксперты и юристы объясняют, как работает закон - повышается уровень правосознания, люди узнают о своих правах - происходит ликвидация правовой безграмотности. Говорим о том, что недопустимо решение своих личных проблем криминальными способами, неэффективно и опасно заниматься нелегальным бизнесом. Конечно, отрицательных героев в моей программе достаточно много и криминальная хроника насыщенная, поэтому вот уже как год в рамках программы мы ввели рубрику под названием «Хороший человек» -о тех, кто по зову сердца, по своим душевным порывам, бескорыстно совершает добрые дела, помогает другим, кто в помощи нуждается. Женщина, которая записывает воспоминания блокадников. Или предприниматель, который дает рабочие места инвалидам. О тех, кто сдает свою кровь, чтобы спасти чужие жизни.

Поступки этих людей нужно прославлять, делать их героями, а не преступников, образ которых в 90-х был овеян таким романтизмом.

- Какие «профильные» передачи вы сами смотрите по ТВ? Вот, к примеру, «Следствие вели с Леонидом Каневским» идут на НТВ уже более 10 лет. В чем тут феномен?

Основа эмоций - страх. В основу «Следствие вели с Леонидом Каневским» положены реальные истории преступлений, совершенных в советский период, и ведь тогда информацию о них не распространяли, а сейчас грифы секретности сняты. Зрители щекочут себе нервы, понимая, что речь идет о реальных людях, о реальных кровопролитиях, но при этом просмотр - это развлечение, которое позволяет ощутить ужас в подконтрольной среде, где вред щекочет нервы, но нисколько не реален, не происходит лично с вами. Наблюдая за ходом расследования, зритель может сам поиграть в детектива, предугадывать ход событий, провести собственное следствие в мыслях, строить догадки и вычислять убийцу. Зло притягательно. А вот к концу фильма, когда виновный оказывается на скамье подсудимых, - тут срабатывает другой механизм. Дело в том, что человек обладает чувством справедливости когда происходит ее торжество, человек испытывает от этого удовлетворение.

- Есть психология влечений человека, то есть у каждого из нас в мозгу заложена потребность переживать эмоции. Криминальные программы, в том числе и «Следствие вели», дают человеку сполна удовлетворить эту потребность - испытать одну из самых сильных человеческих

«За что на нас подали в суд...»

- Расскажите, как строится работа «ТСБ»: откуда в первую очередь в редакцию поступает информация, часто ли звонят граждане и с чем? Какой сюжет, случай, происшествие вам больше всего запомнился?

Так вот, в результате одного из них были задержаны около 20 человек с подозрением в употреблении - их в бессознательном состоянии выносили сотрудники Наркоконтроля и грузили в автомобили скорой помощи, также обнаружены «сбросы», «закладки» наркотиков. Мероприятие снимали не мы, а пресс-служба Наркоконтроля. Все зафиксировали официально. После чего генерал, замначальника комментировал, а мы в «ТСБ» все показали!!!

- Информация поступает из разных источников. В первую очередь - умелое сотрудничество с пресс-службами правоохранительных структур. Либо они предоставляют нам материалы, либо мы совместно готовим рейды, мероприятия, съемки. Информация может поступать не только от силовых структур. Однажды нам давал интервью самый настоящий угонщик (лицо по его просьбе было скрыто). Мы всегда соблюдаем правила, свято храним имя информатора и ради сенсации не нарушаем договоренности ни с криминальным миром, ни с силовыми структурами. Кроме того, мы сотрудничаем со стрингерами - очевидцы и самостоятельные корреспонденты снимают видео и продают его нам. Многие со своими проблемами обращаются ко мне напрямую в соцсетях. Есть ябеды - это своеобразный тип людей, получающих удовлетворение от информирования кого бы то ни было. У нас постоянная обратная связь с телезрителями, они подсказывают наиболее острые интересные истории. Не один случай был на моей практике, когда к нам обращались люди, чьим жизням угрожает опасность, они просили заявить об этом общественности, чтобы обезопасить себя, имена тех, кто им угрожает. Граждане звонят с проблемами не только личными, но и с затрагивающими общественно-значимые темы. В последнее время к нам обращается очень много пострадавших от деятельности микрофинансовых организаций и от деятельности коллекторов. После чего родился целый телевизионный минисериал, вызвавший огромный интерес, - «Капкан для заемщика». Если вспоминать интересные случаи, которые происходили на «ТСБ», то представьте себе задержание преступника. ОМОН вламывается в квартиру, все в масках, лиц не видно. С группой задержания - корреспондент «ТСБ» - без маски. Один-единственный. После задержания преступник говорит нашему корреспонденту - а вот твое лицо я хорошенько запомню! После этого наш корреспондент быстро обзавелся маской. Случается, мы сталкиваемся с ситуациями, когда на нас подают в суд. Госнаркоконтроль регулярно проводил рейды по клубам.

-2

- Если говорить о Санкт-Петербурге и Ленобласти, на которые работает ваша программа, - есть в этих регионах какая-то своя криминальная специфика? К примеру, есть порт, обилие мигрантов, граница.

Полиция Санкт-Петербурга работает в определенной среде, исторически присущей тому или иному району города. Например, возьмите район Сенной площади - традиционно исторически место, где благоухала «Вяземская лавра». Средоточие преступного мира Санкт-Петербурга -рынки, притоны, бордели, Наследственность сохраняется и сегодня. Или, например, Невский район, который длительное время являлся рассадником наркомании. И конечно, своя специфика в портовых зонах Ленинградской области - контрабанда наркотиков, оружия, предметов искусства. И конечно здесь же расцветает и коррупция!

Санкт-Петербург - развитый транспортный узел, приграничный, имеющий протяженные границы, он становится центром притяжения самых разных преступников. У нас много туристов в городе, а это раздолье и для карманников и мелких разбойников. Если говорить об организованной преступности, то, конечно, она существуют и сейчас, но в гораздо меньших масштабах, чем в 90-х. Никто сегодня уже не будет говорить о Петербурге как о криминальной столице. Тем более что Петербург по статистике не входит даже в 10 криминальных городов России по уровню преступности.

- Лично по вашим ощущениям, насколько сейчас в России безопасно? Возможно, в сравнении с другими странами, где вы бывали?

- Основываясь на своих личных ощущениях, я не чувствую себя в безопасности. Тем более безопасность для меня - понятие широкое и комплексное. Я подразумеваю здесь и уровень медицины, и аварийность на дорогах, и экологию, и уровень преступности, и здесь же уверенность в завтрашнем дне и в будущем своих детей - все это в совокупности определяет мое ощущение безопасности. Если вернуться к рейтингу стран по безопасности, Россия на 109-м месте из 136 анализируемых стран, несмотря на то что соседняя Финляндия на 1-м месте.

- Последний вопрос. Уже о вкусах, но в нашей тематике. Ваши любимые детективы, в кино и в литературе?

- Достоевский и Диккенс - великие мастера детектива. В их романах всегда присутствуют не только преступления, но и торжество справедливости. Что касается кино - то в фаворе экранизация романа Андрея Константинова «Бандитский Петербург» - обаятельные герои, захватывающая интрига. Еще запомнился образ героя Станислава Карпова из сериала «Глухарь». Карпов - начальник оперов, возглавляет службу криминальной полиции. Несмотря на то что персонаж отрицательный,так как «крышует» доходные места, но он настолько харизматичный, властный, решительный; человек, следующий своим принципам, а самое главное, он знает, что такое ответственность и верность слову. Своих в беде он не оставит. Кто не с нами, тот против нас - такова его позиция. Да, он циничный и жесткий, но и справедлив одновременно. Он сам преступает закон, но при этом отличный оперативник.

Будем благодарны за лайк. Обязательно Подпишитесь, у нас еще столько интересного!