Найти в Дзене
Финансовая газета

Центробанк добивается права на проведение обысков

Центробанк может получить право на действия, схожие с оперативно-розыскными: без предупреждения проникать в офисы кредитных организаций и в присутствии понятых, точнее свидетелей, изучать документы.

О том, что данными полномочиями регулятора могут наделить специальные поправки в закон о «Центральном банке РФ», рассказал не названный источник агентству «Интерфакс».

Сам законопроект, регулирующий взаимодействие аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с ЦБ РФ, был принят депутатами в I чтении в мае. А поправки к документу могут войти в документ, готовящийся ко II чтению.

Если парламентарии утвердят изменения в закон, то полномочия регулятора существенно расширятся. Так, сотрудники Центробанка с разрешения председателя Банка России или его заместителя смогут проводить контрольное мероприятие в банке без его предварительного уведомления и в присутствии двух свидетелей. Помимо этого будет дозволено применение видеозаписи или фото- и киносъемки.

Сейчас по закону, если кредитная организация в срок не устранила нарушения, связанные с представлением и публикацией отчетности, и если есть обоснованные предположения о возможной фальсификации отчетности, только затем регулятор обязан направить соответствующие материалы в следственные органы.

Впрочем, нынешняя процедура длительная по времени и, к сожалению, не всегда эффективна.

Согласно новшеству, в законе предлагается оставить только положение о том, что обоснованное предположение о фальсификации отчетности является единственным условием для направления Центробанком заявления и материалов в правоохранительные органы.

Кстати, Банк России давно уже мечтает получить законодательное право проводить проверки кредитных организаций без их предварительного уведомления. Как ранее разъясняла заместитель председателя Центробанка Ольга Полякова, данная мера упростит выявление признаков забалансовых вкладов.

«Например, при установлении признаков наличия забалансовых вкладов, мы сможем прийти в кредитную организацию и, совершив контрольное мероприятие, установить факты нарушения ею требований законодательства в части отражения в учете привлекаемых вкладов», – рассказывала она.

Вместе с тем Минэкономразвития при рассмотрении доработанного законопроекта предложило обосновать необходимость этих поправок. По мнению министерства, регулятор и так имеет достаточные полномочия при надзоре за финансовыми организациями.

Кроме того, если изменения вступят в силу, они повлияют на порядок взаимодействия регулятора с правоохранительными органами в части расследования дел о фальсификации отчетности финансовых организаций.

Понятно, что состояние и перспективы развития банковской системы имеют большое значение для национальных экономик ведущих промышленно развитых стран. В связи с этим банковский сектор служит объектом тщательного регулирования.

Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют Соединенные Штаты. В этой стране на протяжении многих лет создавалась широкая система контроля и регулирования деятельности банков, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка, разделяет контролирующие и регулирующие обязанности с Контролером денежного обращения, Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД) и Управлением по надзору за сберегательными учреждениями.

Регулирование и надзор за кредитными учреждениями во Франции осуществляют несколько комиссий, возглавляемых управляющим Банком Франции. К примеру, Комитет по регулированию банков устанавливает операционные стандарты для банков в отношении достаточности капитала, кредитной политики, ликвидности, платежеспособности и отчетности. А Банковская комиссия, хотя и не является юридическим лицом, но обладает некоторыми юридическими полномочиями. Так, в частности, если комиссия признает финансовое положение банка очень серьезным, она может назначить «ликвидатора», не ожидая начала судебной процедуры о банкротстве.

В Германии контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляют сразу две структуры: Центральный банк ФРГ – Бундесбанк и Федеральный финансовый наблюдательный орган (Бафин).

Главными задачами Бафина является гарантирование платежеспособности кредитных и финансовых учреждений, страховых компаний, а также защита клиентов и инвесторов. Бафин может издавать инструкции с целью ограничения финансовых рисков.

Что же до Бундесбанка – он также издает нормативные документы, играет важную роль в кризисном управлении. Кроме того, обязанности Бундесбанка включают оценку документов, ежегодных балансов и аудиторских заключений, а также осуществление инспекционных проверок, наподобие таких, которых добивается российский регулятор.

Впрочем, в каждой стране имеются свои специфические особенности контроля за деятельностью кредитных организаций. Это обусловлено особенностями исторического развития государств, а также действием различных политико-экономических факторов. А потому, можно смело утверждать, что функции, на которые претендует российский регулятор, пусть и не новы, но аналогов не имеют.