Найти тему

Дети так не играют – скажи травле «нет»

Маша Рупасова , поэт, писатель
Маша Рупасова , поэт, писатель

«Травли.Net» родился около года назад это детище фонда «Галчонок» и БО «Журавлик». Цель проекта разобраться в сути буллинга и разработать инструменты предотвращения, выявления и прекращения травли в детских коллективах.

Проект начался с инклюзивной программы фонда «Галчонок»: мы вводили в общеобразовательные классы подопечных фонда, школьников с аутизмом.

Инклюзия — кропотливая, практически ювелирная работа: ты не можешь привести ребёнка с аутизмом в школу и бросить его на неподготовленного учителя, от этого пострадают все. У каждого «нашего» ребёнка с особыми академическими потребностями есть тьютор, который сопровождает его на уроках и переменках, регулируя процесс обучения и контакты с внешним миром.

Подготовка тьютора — это дорого, но в конечном итоге затраты окупаются тем, что школьник с аутизмом получает образование, обучается социальным нормам и становится более или менее автономным взрослым.

Инклюзия возможна лишь в безопасной доброжелательной учебной среде. И вот, когда мы заинтересовались качеством учебной среды, у нас на руках оказалась пугающая статистика, говорящая о том, что 10-15% обычных здоровых детей школьного возраста ежедневно подвергается травле. Около миллиона российских школьников идут в школу как на плаху. Это очень много. Это очень опасно — и не только для детей, которых травят.

Как зарождается буллинг

У каждого возраста свои задачи: младенец налаживает эмоциональный контакт с мамой, трехлетка сражается за независимость, ученик начальной и средней школы жаждет принадлежности к группе.

10-15 лет — это возраст групповой лояльности, когда ребёнку критически важно быть принятым коллективом. Годовалому младенцу необходимо встать и пойти, а десятилетке надо принадлежать к группе, разделять ее ценности, вписываться в иерархию. Надо быть своим. Надо быть единым целым с другими детьми.

Звучит это страшненько, ведь хочется, чтоб ребёнок был личностью, но ещё не так давно способность человека слиться с коллективом позволяла ему выжить, а изгнание из стаи обозначало физическую смерть.

Времена, к счастью, изменились, а инстинкт остался: детям необходим опыт сплоченности. Став старше, дети с той же энергией начнут отстаивать свою индивидуальность, но начальная и средняя школа — это лояльность группе.

Сплоченность возможна вокруг позитивных и негативных целей. Всем вместе пойти в поход, помогая друг другу в трудных местах — цель позитивная. Поставить вместе спектакль — цель позитивная. Собраться и ограбить ларёк — цель негативная, но и она даёт ребёнку вожделенное чувство принадлежности к чему-то большему.

При отсутствии у группы позитивных целей появление цели негативной — это вопрос времени, как и первый шажок годовалого ребенка. Школьный класс — это группа детей, у которой общей позитивной цели обычно нет, а соответствующая возрасту задача — сплотиться — есть. Поэтому группа выбирает жертву и гонит ее, улюлюкая и сливаясь наконец в экстазе.

У травли есть три основных признака:

  • группа травит одного;
  • травля происходит постоянно или систематически;
  • это насилие физическое или эмоциональное.

О последствиях буллинга и о том, как реагировать на травлю в школе, читайте в статье Маши Рупасовой в августовском номере «Психологии эффективной жизни». Подписка бесплатная. Журнал придет вам на почту 30 июля.