Нарезное огнестрельное оружие было известно в Европе уже в XVII столетии (а возможно, первые образцы существовали и раньше). Кто именно додумался делать в стволе мушкета нарезы и забивать в них цилиндрическую, с закругленным кончиком пулю, чтобы летела дальше и била точнее, сейчас уже сказать сложно, но этот человек однозначно был почти гением...
Одна беда: широкому распространению "винтовальных ружей" мешало два фактора. Первый - это крайне низкий темп стрельбы таких ружей, поскольку пулю в ствол приходилось заколачивать, стуча по шомполу специальным молотком. Просто заложить ее туда мешали нарезы. В результате стрелок мог делать максимум 1 выстрел в минуту, тогда как солдат, вооруженный обычной гладкоствольной фузеей, при должном опыте выдавал по 3 выстрела в минуту.
Другой фактор - высокая сложность изготовления нарезных стволов. Это не самая элементарная задача даже сейчас, а уж двести-триста лет назад...
Поэтому основная масса войск европейских армий в XVIII-XIX веках вооружалась гладкоствольными ружьями и в бою вела залповый огонь на близкой дистанции. Но уже в XVIII веке, в ходе Семилетней войны, появились в России первые подразделения, оснащенные тогдашним "высокоточным" оружием - нарезным. Их задачей было, не размениваясь на мелочи, выбивать в наступающих шеренгах врага офицеров, горнистов и барабанщиков. Это были егеря - в переводе с немецкого "охотники". Охотой они и занимались, чего уж там, только дичь была двуногая и в ярком мундире...)
Если кто-то хочет спросить, за что полагалась пуля горнистам и барабанщикам - так именно при помощи сигналов, подаваемых горнами и барабанами, тогда осуществлялось управление войсками. Убить барабанщика линейного полка - примерно то же самое, что в условиях войны XX века застрелить радиста.
Русские егеря
В русской армии с конца XVIII по середину XIX века существовало два вида егерей: конные и пешие. Пешие появились раньше и протянули дольше, судьба конных же была нелегка. Их периодически упраздняли, потом восстанавливали, потом переименовывали в драгуны, потом опять воссоздавали... У меня порой складывается впечатление, что не всякое правительство вообще понимало, что это за род войск такой и к чему его приспособить можно.
В общем и целом, не вдаваясь в сложные перипетии судьбы этого вида войск, можно сказать так: в составе каждого полка линейной пехоты была отдельная команда особых стрелков-дальнобойщиков - егерей. Впоследствии команды переформировали в батальоны и полки егерской службы при дивизиях и корпусах.
Егеря учились действовать не только в составе стрелковых шеренг, но и индивидуально. Упор делался на рассыпной строй, и, в отличие от линейных солдат, егеря учились вести сражение, используя укрытия на местности, делать засады, перебегать, грубо говоря, от дерева к камушку и от камушка к дереву, прикрывая друг друга огнем. Проще говоря, егеря вели стрелковый бой так, как его сейчас понимаем мы. Даже форма у них была максимально приближенная к маскировочной - минимум яркого, ровный темно-зеленый цвет мундира и штанов, не высокие кивера, а небольшие шапочки у нижних чинов... Для русской средней полосы - самое то.
Задачи массово уничтожать противника шквальным огнем у них не было. Основная цель егерей была в другом - лишить вражескую шеренгу управления, перебить офицеров и трубачей с барабанщиками. Дело в том, что эффективность действий линейной пехоты напрямую зависит от слаженности ее действий, а она - от управления, от грамотности и своевременности подаваемых команд. Офицеры убиты - и строй превращается в бессмысленно гибнущую под пулями толпу...
Кроме того, есть упоминания, что в задачи (и курс обучения) первых егерей входило взятие "языков", т.е. пленных для допроса, устройства при необходимости ловушек для противника и тому подобные милые штучки. А конные егеря (когда они были) специализировались на фронтовой разведке и разного рода партизанщине, вроде быстрой ликвидации разведотрядов, дозоров и пикетов противника. Кстати, в лихой 1812 год именно конные егеря составляли костяк партизанских отрядов наравне с гусарами и казаками. Только они в основном служили не у Дениса Давыдова, а у Фигнера с Сеславиным. Эти полководцы-партизаны стихов не писали, а потому прославились значительно менее...
Вооружение
В идеале штатным оружием русского егеря должен был быть штуцер - нарезной дульнозарядный карабин, чья эффективная дальность боя в два-три раза превосходила показатели обычного солдатского ружья.
Это и позволяло (в теории) вести огонь по вражескому офицерью с безопасной дистанции - круглые пули и картечь до тебя не достают, а ядрами и бомбами по рассыпному строю, а то и одинокому стрелку, не особо-то и эффективно. Хотя... Был случай, когда один-единственный русский егерь, засевший в куширях на берегу Днепра, около суток мешал французам перейти по мосту. Это было в 1812 году, в бою за Смоленск.
Разъяренные лягушатники в конце концов предприняли артобстрел берега, с которого метко летели пули, из единственной пушки, которая у них на этом участке фронта имелась - не видя стрелка, по площади. Перепахали бережок, как Микула Селянинович, переправились - и нашли на той стороне одного-единственного егеря в звании унтер-офицера, наповал убитого ядром...
На практике, как это обычно бывает в России, егерские части испытывали серьезные проблемы со снабжением дорогостоящими штуцерами. Их было в 2-3 раза меньше нужного количества, в результате даже среди егерей (как пеших, так и конных) штуцера доставались только лучшим, "призовым" стрелкам. Остальных вооружали обычным гладкоствольным оружием.
От егерских частей стали отказываться, когда российскую армию начали массово перевооружать новым, нарезным оружием - по результатам Крымской войны. В ситуации, когда нарезное оружие было уже у всех поголовно, готовить снайперов (хотя такого слова тогда еще не было) нужно было по другим принципам.
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika