(2018, США)
Если сравнить "Миссию невыполнима" с другой долгоиграющей экшен-франшизой "Форсаж", то первая, будучи старше на пять лет, однако, не такая плодовитая. И за 22 года своего существования разродилась всего-навсего шестью картинами. Зато, в отличие от "Форсажей", которые всегда расшаркивались перед запросами массовой аудитории, "Миссия" не мутировала чёрт-те во что, а осталась такой же, какой была ещё в первой части. Это в "вин-дизельном" автопобоище всё началось приближенно к реализму, а в итоге дошло до сказочных прыжков на суперкаре с небоскреба на небоскрёб и гонкам с подводной лодкой по льду Ледовитого океана. А в "Миссии" трюковая фантастика присутствовала всегда и никто её не стеснялся. И как в самой первой картине (1996 год) прицепленный тросом к скоростному поезду вертолет влетал в тоннель под Ла-Маншем, так и в "Последствиях" мы видим не менее шизофреническую боевую гонку на вертолётах над Гималаями. А также многое другое безумие, причём самоцитирование трюков из предыдущих серий по сей день является визитной карточкой "Миссии" и не считается вторичностью.
Итак, до чего в итоге дошла эта франшиза, разменявшая третий десяток лет своего существования? Ну, уж точно не до ручки. "Миссия: Стабильна" - её второе нынешнее имя. После досадного кассового... нет, даже не провала, а всего лишь недобора в третьей части (2006), её хозяева проделали кое-какой косметический и стилистический ребрендинг: избавились от порядковых цифр в названиях и перестали заигрывать с надрывной мелодраматичностью, вернув на первый план иронию и забористый экшен. Иными словами, чуваки подрезали ряд полезных фишек у Бондианы и внедрили их у себя. И вполне успешно. При сохранении дежурного бюджета в полторы сотни миллионов долларов (+/- десяток-другой) прокатные доходы "Миссии" снова попёрли вверх и ныне достигли своей наивысшей точки в 800 миллионов за серию. Что, как вы понимаете, есть неоспоримый успех. И теперь "Миссия" является единственным конкурентом эпопеи об агенте 007, а других игроков на данном поле больше не наблюдается; про новорожденного "Кингсмана" речь пока вести рано - вот дорастёт хотя бы до трилогии, тогда и поговорим.
Также у нынешнего Джеймса Бона была заимствована идея снимать не по принципу "одна серия - одна история", а растягивать истории в мини-циклы. Поэтому пятая и шестая части "Миссии" объединились в дилогию, благо, это было совсем не сложно, ведь над обеими работал один и тот же режиссер и сценарист Кристофер МакКуорри. Кто не в курсе, он - тот самый башковитый мужик, который написал сценарий "Грани будущего", а также был режиссёром/сценаристом "Пути оружия" и "Джека Ричера" (2012). Успех последнего заставил продюсеров почесать макушки и резюмировать: "Чёрт возьми, а этот МакКуорри действительно умеет снимать Тома Круза почти как живого человека, а не как позёра-улыбаку. Ну что, коллеги, рискнем доверить Крису выгулять и покормить нашего самого породистого пса "Миссию"? Хотя бы в рамках одной серии? Или есть возражения?"
Возражений не последовало. Даже сидевший в кругу продюсеров Том Круз и тот согласно кивнул. Ну а когда пятая часть "Миссии" показала себя ничуть не хуже четвёртой, МакКуорри пристегнули ремнями к режиссёрскому креслу для заезда франшизы по шестому кругу. Однако и на седьмом, похоже, снова будет рулить он, ведь "Последствия" собрали рекордную кассу за всю историю "Миссий" - без малого 800 млн. $. А в качестве приятного бонуса - целый букет любви критиков и зрителей, выразившийся в опять-таки рекордном для этой киносаги рейтинге IMDb (8.00)... Вот и заикнись после этого о принципе "неповторимого оригинала и жалкого его подобия".
***
В общем, тот уникальный случай, когда очередная история про безумного террориста с ядерной бомбой (или даже двумя, если быть педантичным), бескорыстных охотников на него, детонаторах, остановленных за секунду до взрыва, и окутывающий всё это туман Большого Заговора внезапно не раздражает своей банальностью. Всё то же самое, за что Джеймс Бонд давно огребает звездюлей и обвинения во вторичности, в исполнении Итана Ханта (Круз) критики и зрители готовы с радостью употреблять в пищу и всячески нахваливать. Не буду выпендриваться - похвалю эту картину и я. Тем более, что здешняя гималайская погоня на вертолетах - одна из самых крышесносных и зрелищных сцен, которые подарили нам в этом году голливудские и не только боевики.