(2000, США)
Когда ты сценарист, и в твой карман падает Оскар за лучший сценарий ("Подозрительные лица", 1995, реж. Брайан Сингер), у тебя всегда возникнет резонное сомнение, а нужно ли отныне продавать кому-то свои фантазии? Ведь если ты и взаправду такой гениальный, что теперь подтверждено официально, не выгоднее ли экранизировать собственные истории самому? А как же отсутствие режиссёрского опыта? Ну, это дело наживное. Все режиссёры, от малых до великих, когда-то с чего-то начинали и все терзались сомнениями, а сдюжат ли они на данном поприще.
Точно таким же "путём оружия" пошёл и Кристофер МакКуорри, состряпавший эту, на первый взгляд, беспроигрышную криминальную историю с ограниченным числом действующих лиц, но запутанными отношениями между ними. Историю, в которую поверил не только сам Кристофер, но и те славные ребята, что щедро отсыпали дебютанту деньжат на съемки (21 млн. $). Да и с кастингом МакКуорри повезло: как раз набирающий популярность Бенисио Дель Торо; молодой, но уже опытный Райан Филипп; еще более опытная Джульетт Льюис вместе со своим отцом Джеффри (если подзабыли, кто он такой - это он играл опекуна "американского" Ван Дамма в "Двойном ударе"); ну и в качестве "свадебного генерала" - матерый человечище Джеймс Каан, подавно не нуждающийся в представлении.
А дальше история режиссёрского пути МакКуорри развивалась по очень интересному и такому драматичному сценарию, что на его основе тоже можно было бы снять своё кино.
К великой досаде Кристофера, прокат "Пути оружия" сразу дал понять, что почти все его выстрелы угодили в молоко. И хоть с технической стороны фильм выглядел недурно, единственным его достоинством стали, как это ни странно, боевые сцены. В которых МакКуорри, похоже, ориентировался на Майкла Манна с его брутальным реализмом, и, надо заметить, во многом его не посрамил. А вот сценарий, которому вроде было суждено стать наиболее мощным компонентом картины, как раз и подкачал. Возможно, на бумаге эта история и впрямь смотрелась красиво, как знать. Однако на практике суета вооруженных мужиков вокруг взятой в заложники, беременной героини Джульетт Льюис выглядела местами невнятной, плохо сбалансированной, а порой тупо скучной. Первые две трети сюжета действие со скрежетом ползло на брюхе с долгими пробуксовками и лишь в конце разогналось до нормальной скорости, да только поздновато. Картину это уже не спасло, и многие разочарованные зрители уходили из кинотеатров, так и не досидев до крутой финальной перестрелки.
Эта прокатная катастрофа подорвала моральный дух Кристофера, и на долгие восемь лет вышибла его из голливудской истории. Тем не менее в 2008-м он все же рискнул вернуться к тому, за что когда-то схлопотал свой Оскар. И написал сценарий для своего старого друга Брайана Сингера о неудачном покушении на Гитлера летом 1944 года - "Операция "Валькирия"". Не прогадал - картина показала себя молодцом. После чего воспрянувший духом МакКуорри вновь засучил рукава и застрочил пером в полную силу. А в 2014-м дерзнул опять сыграть в режиссёра и снял "Джека Ричера" - экранизацию бестселлера Ли Чайлда. И опять ставка блестяще выиграла. Так, что в конце концов МакКуорри захватил режиссерский и сценарный посты в хитовой франшизе "Миссия невыполнима". Откуда его, беря во внимание успешность последних частей "Миссии", теперь так легко не вышибешь.
Что же касательно его криволапого дебютника, он так и остался в послужном списке Кристофера паршивой овечкой, которую нынче помнят разве что поклонники Бенисио Дель Торо и Джульетт Льюис. И, разумеется, о нём не забывает сам МакКуорри, ведь сегодня для него "Путь оружия" - отличная инструкция по не повторению ошибок прошлого. Которую он, как мы теперь удостоверились, вызубрил от а до я.
***
В общем, это явно не самый худший криминальный триллер-боевик из тех, что вы когда-либо видели. Но если вы его не видели, рекомендовать вам его к обязательному просмотру я, конечно, не стану. В "Пути оружия" есть много ярких моментов, особенно, когда дело доходит до перестрелок, вот только потребуется слишком долго ждать, когда в нём разыграется по-настоящему крутая пальба. Хотя, если вы не прочь испытать свою зрительскую выдержку, что ж, можете попробовать. В любом случае, ударно-кровавая развязка фильма непременно отблагодарит вас за ваше терпение.