Роберт Кийосаки и Бодо Шефер считают, что после 7 лет поздно учить детей обращаться с деньгами разумно.
С какого возраста ваш ребёнок познакомился или познакомится с деньгами?
Моей старшей дочери пока только пять... про портфельную теорию Марковица не расскажешь (это пока в планах). Но она знакома с банком (любит буклеты собирать), банкоматом, знает источники денег (работа, дар, арендная плата), осознает, что такое дорого и дёшево, что денег может не хватать на все хотелки, умеет выбирать в магазинах и супермаркетах 1 вещь («хочу хлопья и шоколадку, можно сегодня шоколадку, а хлопья в следующий раз»).
С самого раннего возраста (4-5 лет) мы можем и должны знакомить детей с деньгами, научить их копить и правильно распределять карманные деньги.
Ребёнку можно регулярно выдавать небольшую сумму денег (по понедельникам по 100 руб., например). Регулярность имеет смысл: ребенок начнет планировать. При этом мне не нравится, когда деньги дают за убранные игрушки или заправленную постель (происходит смещение ценностей).
Деньги не стоит выдавать по принципу типа «купи себе 1 сникерс, 2 йогурта и печеньки». Эта модель лишает ребёнка самостоятельности. Важно, чтобы ребёнок сам решал как тратить деньги (это и есть обучение). Купит ерунду/потеряет деньги - не ругаем, беседуем. Лучше в 6 лет потерять 100 руб., чем в 30 лет понести в Кэшбери 100 тыс руб и потерять.
Другая крайность: «держи 100 руб., купи что хочешь». Ребёнок должен чувствовать вашу поддержку: расскажите ему как можно обращаться с деньгами. Как пример: «Я даю 100 руб., но давай мы с тобой разделим их на 4 части: 25 руб. - потратишь сейчас на хотелку, 25 руб. отложишь, чтобы купить то, что за 25 руб. не дают (например, игрушка Lоl шар), 25 руб. отложим на более крупную цель (велик и т д), 25 руб. пожертвуем бабушке или музыканту на переходе". Здесь можно варьировать метод распределения денег исходя из собственных предпочтений. Каждый раз, выдавая карманные деньги, вновь распределяете сумму по категориям, обсуждаете с ребенком его финансовые цели и делаете подсчеты. Поверьте, подобная система принесет отличные плоды в будущем!
Обучение ребенка правильному управлению деньгами потребует от вас терпения, системности, не обвиняйте и не ругайте, если ребёнок сорвётся и купит ерунду какую то (ошибки во время обучения - это нормально).
В школе вашего ребенка не научат управлять личными финансами, в ВУЗе тоже, в ваших силах вырасти финансового свободного человека.
Вам в помощь список подходящей литературы:
Шефер «Пёс по имени Мани, или Азбука денег»
Годфри «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»
Перл «Дети и деньги. Уроки финансового благополучия»
Мастепанова «София и Финик в стране Финансов".
С уважением, финансовый консультант Алиева Саният)