Много лет подряд я писал, что не вижу смысла в машине, и что по городу выгоднее передвигаться на такси. Так это или нет – покажет мой годовой тест, с цифрами и личным опытом. Проверим.
Для начала отвечу на вопрос «Фил, а почему ты сел в машину? Ты же писал, что…». Да, я писал, что не вижу смысла. Потом я его увидел – ездить на машине по хайвеям, кататься на прокатных машинах по разным городам, но для всего этого надо научиться ездить. Мои опыты за рулем машины оканчивались 2006-м годом, моментом получения водительского удостоверения – ровно тогда я зверски изнасиловал форд фокус.
Так же я хочу заметить, что я сторонник разумных трат – да, на счетах у меня есть денег для покупки любой современной машины, но своим студентам я говорю, что на машину тратить надо не больше месячного дохода. И вот, год назад, затянув пояс на пару недель, сжимая в руке немного заработанного непосильным трудом материального актива, я вышел на рынок машин. Выбор был небольшой – либо лада, либо довольно старый Daewoo Matiz. Так как вопрос был про умение ездить на машине, я купил себе матиз.
Машине было девять лет, в хорошем состоянии, после загона на СТО решил брать. И вот, стою я такой, смотрю на эти восемь сотен корейских кубов и пятьдесят полудохлых узбекских клячь, и понимаю – годик будет нелегким. Или, скорее, забавным.
В первую очередь я отдал машину парням из cosworth, где буквально за пару дней парни расточили двигатель до 3.5 литров, и на атмосферной механике сняли 280 лошадиных сил. С этим уже можно было ездить. Соотношение мощность/масса не как у мотоцикла, но прилично.
Потом настало время привыкание к интерьеру. Машина была сделана из тонкого железа, но, как ни странно, разнашивалась – как хорошие ботинки, которые садятся точно по ноге. Сначала я ее одевал, как рюкзак, потом вползал, и под конец можно было садиться. И знаете, что самое удивительное? После разноски она стала выглядеть точь-в-точь, как инфинити FX35! Это магия!
(для особо одаренных дятлов весь текст сверху надо читать, прыгая на одной ноге, и каждый нечетный прыжок говоря «сарказм»)
В общем, с чего я начал? Загнал машину в сервис, и сказал – делайте все по уму, меняйте расходники. В итоге обошлись колодками, ремнями, маслом и чем-то еще. Первое вложение – около сорока тысяч.
До наступления тепла, то есть в конце марта, только заливал бензин и умывалку. В снегах блокируемый полный привод очень понравился, возможность парковаться в сугробах – тоже. Оценил попогрей и теплодув – на мотоциклах это редкость.
Лето внесло смену колес с 18 на 21 радиус, и тут выяснилось главное – машина стала не только более резко рулиться, но на сухом асфальте тормозов было очень, катастрофически мало. Я сторонник того, чтобы тормоза останавливали машину быстрее, чем она разгоняется, и поэтому настало время тюнинга. Полный комплект тормозных дисков, колодок, армированных шлангов и работы встал в 240 тысяч. Остановка с сотни стала занимать меньше 40 метров – не блестяще, но на уровне средних мотоциклов. Помните – убивает не скорость, убивает тормозной путь.
Потом настало время прокатиться в Харьков, потом – по мелочам по ЦФО, и так далее, и тому подобное. В среднем за год пробег у меня около 500 км на неделю, включая прохваты на пару тысяч и отпуска. Пробег за год – тысяч 25-27, сложно сказать точнее.
Давайте посчитаем расходы на содержание, без стоимости машины.
ТО1 – 40 000.
ТО2 – 8 000.
Балансировка колес (4 раза) – 6 000.
Бензин 52х2500 = 130 000. Расход 15.3 на сто километров.
Страховка – 11 000.
Мойка 20 х 500 (реально чаще и дороже) – 10 000.
Парковка – бесплатно, но если бы платил в среднем по Москве, было бы 60 000.
Итого, минимальных затрат на содержание машины (без стоимости парковки) – 205 000.
Но это вкусные цены J Реально было иначе.
Комплект летней резины – 42 000. Можно было доездить до конца сезона, но к резине и тормозам у меня особенное отношение.
Тормоза — 240 000.
Штрафы за год – 16 300.
Разный хлам в машину (радар-детектор, GPS, сумка-холодильник) – около 20 000.
Парковка в Домодедово – 2800 (700 рублей в сутки), платил один раз.
Теперь немного личных ощущений.
Да, в дождь машина однозначно удобнее мотоцикла. Да, кондиционер тут работает на любых скоростях, а не после ста. Да, печка очень сильно рулит. Да, продукты из магазина возить всяко удобно, особенно если закупать на неделю.
Но! Средняя скорость в дороге – меньше 30 километров в час за год. Это учитывая, что я иногда штрафы и на тысячу рублей получал. На байке средняя – больше шестидесяти.
Теперь смотрим по деньгам. 205 тысяч – это около 17 тысяч в месяц. Если прибавить удешевление машины, штрафы, и новую резину – получается сразу за тридцатку. В месяц. Каждый месяц.
Можно ли на тридцать тысяч ездить на такси в Москве? Легко. Мало того, такси в аэропорт и обратно стоит дешевле, чем парковка на четыре дня (средний выездной семинар – три дня, плюс ночь поспать перед вылетом). Таким образом, я делаю вывод – в аэропорт продолжаю ездить на такси – работать можно, или спать. По делам и магазинам можно ездить на машине или на такси – по деньгам равнозначно.
В целом машина становится уже игрушкой, а не инструментом – и в этом аспекте однозначно рулит Dodge Charger 76 с двигателем 7.4 литра. Так же бесполезен, как и любая другая машина, но даст соснуть всем и сразу.
А прямо сейчас, я опубликую этот пост, и поеду по своим делам. На мотоцикле.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> Филипп Богачев