Найти тему

Семафоры.

Статья из серии научно-популярная. Семафор это одно из архаичных средст СЦБ( система сигнализации,централизации,блокировки). Он является одним из самых простых средств блокировки, используется при полуавтоматической блокировке, и зачастую при ручных стрелочные переводах(не включёных в ЭЦ), и электрожезловой системе. Бывают двух видов: входные и выходные. Что касается выходных светофоров, они на сети РЖД не встечаются, однако в 12 положении инструкции "Порядок организации движения при электрожезловой системе"(Приложение 4 к инструкции по движению поездов и маневровый работе на железнодорожном транспорте РФ, входящего в ПТЭ), имеются такие строки- "При отправлении поезда с железнодорожного пути, на котором имеется выходной семафор, жезл разрешает проследование запрещающий о показания выходного семафора". Все семафоры сохранившихся сейчас на сети РЖД -входные.

Итак, что же такое семафор? Это металлическая мачта на которой закреплено одно, два или три крыла и сигнальные фонари. К крыльями прикреплены светофильтры со стеклами различных цветов. Перемена положения крыльев и огней производится сигнальным приводом состоящим из лебёдки и гибкой тяги.

Сигналы продаваемые семафорами:

1.Днём: поднятое под углом 135 градусов к мачте крыло,ночью: зелёный огонь, означает разрешение на приём поезда на главный путь.

2.Днём: поднятое под углом 90 градусов к мачте крыло, ночью: красный огонь означает - "Стой, запрещается проезжать".

3.Днём два поднятый крыла под углом 135 градусов, ночью: зелёный и жёлтый огни, означает приём поезда на боковой путь.

Семафоры очень часто путают с светофорами, а это совсем разные понятия. Такие ошибки совершают и дикторы телевидения, и даже встечаются в песнях, например в песне "Электричка" Алёны Апиной.

Места использования в настоящее время:

В настоящее время на сети РЖД семафоры используются только на Октябрьской железной дороге на линиях:

Торжок-Соблаго (семафорами оборудованны станции Ранцево,Селижарово,Скакулино).

Кабожа-Подборовье(станции Огарёво, Чагода).

Янисъярви-Лодейное Поле (станции Харлу (сейчас о.п.),Ляскеля, Леппясильта,Питкяранта,Видлица, Ильинская).

Ручьи-Карельские -Алакуртти.(станции Вуд-Озеро (сейчас о.п.),Ням-Озеро,Верман (сейчас о.п.),Войта (сейчас закрыта),Алакуртти).

На станции Лендеры (железнодорожная линия Брусничная-Лендеры) сохранился недействующий семафор в чётной горловине.

Так как количество станций оборудованных семафорами очень мало, в положении о сигналах нет раздела о семафорах, и работа с ними регулируется местными (дорожными) распоряжениями.

На московской железной дороге сохранились два недействующий семафора, расположены они на линии Панки-Дзержинская, ранее на которой было пассажирское движение, после отмены которого семафоры перестали эксплуатироваться. На данный момент сохранился входной семафор станции Яничкино со стороны станции Дзержинская. Вот фотографии этого семафора сделанные мною 3 года назад.

-2
-3

А вот фотографии второго сохранившихся семафора-входного станции Дзержинская со стороны станции Яничкино. Сделаны они были моим одногруппником.

-4
-5

В подготовке статьи я использовал информацию из Википедии.