Найти в Дзене
DTT: метод обучения отдельными блоками
Если вы уже знакомы с ABA, то для вас DTT — не загадка и не странная аббревиатура. Вам всё очень знакомо и понятно. А если вы только начинаете интересоваться прикладным анализом, статья поможет понять один из методов нашей работы. БЛОК — это инструкция и всё то, что она включает. Ведь для поведенческого аналитика важно разложить всё на отдельные элементы — это наша отличительная черта. Таким образом метод обучения отдельными блоками (discrete trial training, DTT) и раскладывание по полочкам нужны...
1 месяц назад
Как организовать занятия АФК с ребёнком с СДВГ и РАС
Статья подготовлена на основе рекомендаций Вейшторт Андрея Михайловича Андрей – педагог и психолог, преподаватель физической культуры в дошкольных и начальных общеобразовательных учреждениях, тренер-преподаватель АФК для лиц с особыми потребностями, тренер-инструктор Шотокан карате-до. У него чёрный пояс первый Дан. Андрей выиграл конкурс, организованный Москомспорт г. Москва: первое место в номинации «Лучший тренер для детей с нарушениями здоровья» в 2023 году. АФК с детьми, у которых диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это не просто занятие...
1 месяц назад
Как учить детей с аутизмом интерпретировать боль
В закрытом чате VIP-клуба МелеШколы мы недавно затронули интересную тему: как учить ребёнка с РАС интерпретировать боль. В чате мы с коллегами (а это поведенческие специалисты, логопеды, дефектологи, нейропсихологии, тренеры АФК) и родителями вообще очень много интересных тем обсуждаем. Вы тоже можете присоединиться к нашей большой команде. На самом деле исследований по теме: «как учить ребёнка говорить больно» и желательно показывать на то место, где болит - увы, нет. Каждый куратор и супервизор...
1 месяц назад
Что такое навык наименования
И чем он отличается от навыка ТАКТ. Что такое «ТАКТ»? Этот термин придуман всеми нами любимым Б.Ф. Скиннером, отцом вербального поведения и одной из самых значимых фигур в поведенческой психологии. ТАКТ - это корень слова контакт. Контакт может быть с чем-угодно - с визуальным стимулом через глаза. С аудиальным стимулом через уши. У нас 5 сенсорных систем (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние). Через все эти системы мы совершаем контакт с окружением. И не только физический, но и вербальный. Значит...
1 месяц назад
Понимание речи: кто над ним работает — логопед или дефектолог?
Интересный вопрос я получила от начинающего логопеда: кто должен работать над пониманием речи — логопед или дефектолог? Дополнительно автор вопроса пишет, что ребёнку, которому она порекомендовала обратиться к психиатру, врач диагностировал РАС, а также посоветовал начать ABA-терапию, JASPER и (!) убрать логопеда. Что я могу ответить, как поведенческий аналитик с опытом работы в этой сфере более 20 лет? Что с этим навыком делает дефектолог? Скорее всего, подобные логопедическим упражнения либо все те же самые...
164 читали · 3 месяца назад
10 важных навыков для развития
В своих статьях я рассказывала уже о многих навыках: например, о совместном внимании, об имитации, адаптивных навыках, обучении ФХК и так далее. Но вот вопрос: а какие навыки всё-таки надо развивать в первую очередь? Есть ли такой список? Что должно быть в программе? Здесь я назову десять навыков, которые нужно развивать у детей начального уровня. Очень часто мы хотим сразу включать ребёнка в «интересное»: учить игре, самообслуживанию, навыкам общения в группе. Но для детей с начальным уровнем развития — это всё слишком рано...
109 читали · 3 месяца назад
Программа развития навыков: Витя
Как составляется aba-программа? Какие навыки нужно учитывать в первую очередь? От чего зависит выбор методов обучения и заданий? Давайте разберём логику составления программы. В этой подборке я расскажу об этом на примерах трёх воображаемых учеников, которых я наделила разными уровнями развития навыков. И первым будет воображаемый ученик Витя. Уже некоторое время он ходит к нам на занятия. Мы успели выстроить сотрудничество и провели тестирование предпочтений. После проведения тестирования мы узнали, что развитие навыков Вити на самом начальном уровне...
3 месяца назад
Понимание речи: что нужно знать
Мы с вами часто говорим о нарушении речевого развития, нарушении интеллекта, о запуске и развитии понимания речи. К сожалению, число детей, не умеющих говорить вокально и понимать то, что говорят, растёт с каждым годом. Неумение понимать речь в раннем возрасте очень часто сопутствует аутизму. Родители замечают это уже в раннем возрасте: Без понимания речи, к сожалению, невозможно адаптироваться в обществе: наш мир построен на общении в том или ином виде. Мы говорим между собой в семье, в школе, на работе, в магазине, на улице, мы читаем тексты, слушаем музыку и смотрим кино...
3 месяца назад
Социальные навыки у детей до 24 месяцев
На этот раз рассматриваем социальные навыки малышей ДО двух лет. Знакома ли вам ситуация, когда родители ребёнка с аутизмом говорят, что только после официальной постановки диагноза, оглядываясь назад, они поняли, что красные флаги были уже очень давно? Они попросту не знали, на что нужно было обращать внимание, пока не начали изучать симптомы РАС. Как известно и как я неоднократно говорила, и продолжаю говорить: важнейшими критериями при диагностировании расстройств аутистического спектра являются трудности в социальных навыках...
3 месяца назад
АФК и туалет: где связь?
В бесплатной МелеШколе ежемесячно проходят встречи с различными специалистами, работа которых связана с развитием и помощью детям с особенностями развития. И одним из гостей школы уже два раза - второй раз по просьбе учеников школы - становился: И я хочу поделиться с вами его профессиональными рекомендациями о том, как с помощью упражнений АФК помочь организму ребёнка управлять своим «туалетом». Их можно разделить на две части: энурез и задержка стула/запор. И основная задача при работе с данными трудностями: дать ребёнку «точки опоры», с помощью которых он сможет справиться...
4 месяца назад
Множественный контроль: что это и как работает
Знаете ли вы, что на самом деле подсказка во время любого обучающего процесса – это тоже часть инструкции? Подсказка поможет глухому человеку понять того, кто говорит вслух вокально! Например, когда мы говорим «мяч», мы можем показать картинку мяча. Или использовать жест, который напоминает мяч, либо как мы его бросаем – словом, применить дополнительные/альтернативные ресурсы. И когда мы это сделаем, мы применим принцип множественного контроля. Множественный контроль - это когда наш ответ или реакция контролируется более, чем одним стимулом...
4 месяца назад
Ваши шаги в ABA
Если вы выбрали ABA–терапию как метод реабилитации ребёнка с аутизмом В уроке бесплатной МелеШколы «Реабилитация ребёнка с аутизмом в России» я даю несколько советов о том, как действовать в случае постановки диагноза «аутизм» вашему ребёнку. У родителя неизменно возникает множество вопросов в связи с новой реальностью, которая открывается с постановкой диагноза. И главные из них - абилитация, помощь, поддержка, обучение, развитие ребёнка. Если вы выбрали АВА-терапию как реабилитационный подход, вам нужно понять: В центре занятия проходят с инструктором под контролем куратора...
4 месяца назад