Найти в Дзене

Загадка здания Z в Пергаме: Чего не знали немецкие археологи?

Пергам – древняя столица Пергамского царства на территории Малой Азии (современная Турция), один из интереснейших древнегреческих полисов, известных науке. Город был раскопан немецкими археологами в XIX веке, что стало своего рода ответом на британские раскопки Парфенона (европейские державы мерились не только длиной и калибром пушек, но и научными достижениями). Самой ценной находкой стал знаменитый Пергамский алтарь, который немцы с разрешения турецкого султана увезли к себе и до сих пор хранят в Берлине. Но на месте осталось множество других артефактов, которые до конца не изучены до сих пор.

Жемчужина, которую многие пропускают

Опытные путешественники совершенно справедливо советуют при посещении акрополя (верхнего города) Пергама не пользоваться для спуска местной канатной дорогой, а пройтись вниз по древней дороге. Только так можно не пропустить множество построек различных эпох среднего и нижнего города, которые поныне исследуют европейские ученые. Одним из самых загадочных зданий на территории среднего города Пергама является так называемая постройка Z (англ. Building Z, нем. Bau Z), время создания которой примерно совпадает с эпохой возведения того самого Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.). До сих пор ее назначение до конца не выяснено.

Здание Z на карте среднего города Пергамского акрополя. Характерно, что надписи на многих планах выполнены не на английском, а на немецком языке, так как именно немецкие археологи наиболее активны на этом объекте. А, например, в Иераполисе (современный Памуккале также на территории Турции) обосновались итальянские ученые.
Здание Z на карте среднего города Пергамского акрополя. Характерно, что надписи на многих планах выполнены не на английском, а на немецком языке, так как именно немецкие археологи наиболее активны на этом объекте. А, например, в Иераполисе (современный Памуккале также на территории Турции) обосновались итальянские ученые.

Наверняка ученые могут сказать, что скорей всего здание Z было построено в начале II века до н.э. и служило культовым целям. Затем в том же веке оно было расширено и дополнено двором в форме буквы L с восточным и южным крыльями, которые образовали атриум. В римский период внутри постройки были оборудованы термальные бани, а интерьер существенно обновлен, включая устройство новых мозаичных полов, которые в значительной мере сохранились до нашего времени. К сожалению, здание Zбыло заброшено после разрушительного землетрясения, потрясшего Пергам в 178 году н.э. В поздневизантийскую эпоху (в XII-XIV веках) поверх этой постройки были возведены другие здания, что объясняет, почему мозаики были обнаружены почти нетронутыми относительно недавно.

Одна из мозаик здания Z с изображением медуз.
Одна из мозаик здания Z с изображением медуз.

Не хуже Шлимана

Уже в 1909 году немецкий исследователь Вильгельм Дёрпфельд (1853-1940) раскопал южную часть постройки Zи определил ее как перистиль. Конечно, в мире больше известен его коллега Карл Хуман (1839-1896), который первым стал вести систематические раскопки Пергама в 1870-х-80-х годах и транспортировал в Берлин тот самый легендарный алтарь Зевса, которому посвящен открывшийся в 1907 году Пергамский музей. В знак признания заслуг Хумана его останки после смерти даже были перевезены из Измира и перезахоронены на акрополе Пергама (он страдал от туберкулеза и поэтому переехал жить в южный климат, как, например, Чехов в Ялту).

Пергамский алтарь – основной экспонат Пергамского музея в Берлине. В 1945-54 годах его можно было увидеть в Малом Эрмитаже в Ленинграде, так как алтарь попал в число трофеев СССР после Второй мировой войны. Он был возвращен в ГДР по решению Н.С. Хрущева вместе с Дрезденской галереей. В последние годы Турция пытается вернуть алтарь, но фактически немцы его спасли от них: в XIX веке жители округи Пергама перерабатывали античные мраморные изваяния на известь.
Пергамский алтарь – основной экспонат Пергамского музея в Берлине. В 1945-54 годах его можно было увидеть в Малом Эрмитаже в Ленинграде, так как алтарь попал в число трофеев СССР после Второй мировой войны. Он был возвращен в ГДР по решению Н.С. Хрущева вместе с Дрезденской галереей. В последние годы Турция пытается вернуть алтарь, но фактически немцы его спасли от них: в XIX веке жители округи Пергама перерабатывали античные мраморные изваяния на известь.

Но и Дёрпфельд был «не лыком шит». Еще при раскопках в Афинах он познакомился с легендарным Генрихом Шлиманом (1822-1890), вместе с которым затем занимался изучением Трои. Именно Дёрпфельд доказал, что на ее месте существовало поселение микенской культуры, и уточнил, с каким именно археологическим слоем древнего города следует отождествлять гомеровскую Трою, чем значительно исправил предположения самого Шлимана. В 1900-1912 годах под руководством Дёрпфельда в Пергаме были открыты городские ворота, нижняя агора, дом Атталоса, несколько гимнасиев (учебные заведения для знатных юношей) и святилище Деметры. (Кстати, считается, что изначально Пергам был основан в XII веке до н.э. выходцами из Трои).

Генрих Шлиман и Вильгельм Дёрпфельд у знаменитых Львиных ворот в Микенах (около 1885 года).
Генрих Шлиман и Вильгельм Дёрпфельд у знаменитых Львиных ворот в Микенах (около 1885 года).

Но только в 1990-х годах постройка Z была раскопана специалистами из Немецкого археологического института в Стамбуле, которые нашли здесь великолепные мозаики римского времени. Их ценность настолько велика (это самые сохранные интерьеры во всем Пергаме), что в 1996-2004 годах над зданием Zобщей площадью 1500 кв. метров был построен специальный навес. Тем не менее, многие современные туристы при посещении акрополя Пергама по незнанию проходят мимо этого великолепия.

Немецкая вагонетка для вывоза грунта при археологических раскопках. Установлена как памятник ученым, такие же можно увидеть на раскопках в Эфесе.
Немецкая вагонетка для вывоза грунта при археологических раскопках. Установлена как памятник ученым, такие же можно увидеть на раскопках в Эфесе.

Я не знаю, зачем и кому это нужно…

Эта эллинистическая постройка, вероятно, была возведена в правление царя Эвмена Второго, когда Пергамское царство (283-133 годы до н.э.) достигло пика могущества, благодаря своей поддержке римлян в войнах, которые они вели с македонянами и сирийцами. При развитии своей столицы пергамцы ориентировались на Афины, приглашая к себе лучших древнегреческих мастеров. Именно при Эвмене Втором (197-159 годы до н.э.) наибольшее развитие получила и знаменитая Пергамская библиотека. Она уступала только Александрийской, но в 41 году до н.э. была преподнесена в дар египетской царице Клеопатре римским полководцем Марком Антонием.

О предназначении здания Z выдвинуто множество различных предположений. Однако его расположение между храмом Геры и святилищем Деметры скорей всего предполагает сакральную суть. Святилище Деметры в Пергаме использовалось еще до 280 года до н.э. (возможно, уже с IV века до н.э.) и вплоть до позднеримской эпохи, так как город был одним из крупнейших центров поклонения этой богине. Есть все основания думать, что и здание Z каким-то образом имело отношение к ее культу.

Здание Z и примыкающие постройки. Вверху реконструкция первоначального вида, внизу – современное состояние.
Здание Z и примыкающие постройки. Вверху реконструкция первоначального вида, внизу – современное состояние.

В храме только девушки

Святилище и алтарь Деметры в Пергаме занимали площадь 50х110 метров и были построены Филетэром, его братом Эвменом и их матерью Боа. В восточной части двора было более десяти рядов сидячих мест перед северной стойкой для участников мистерий Деметры. На эти места могло поместиться около 800 посвященных.

Древнегреческое изображение Деметры с ее главными символами – колосьями и змеями. Во время праздников в честь этой богини женщины выпекали и разбрасывали в поле «хлебобулочные изделия» в виде змей и мужских пенисов, таким образом «оплодотворяя» землю. Не исключено и использование живых змей. При храме Асклепия в Пергаме (Асклепионе) жила настоящая змея, за что потом христиане и называли его «престолом сатаны». Зато до наших дней дожил медицинский символ в виде змеи над чашей. Также есть предположения, что во время подобных празднеств некоторые мужчины оскопляли себя, церемониально отбрасывая фаллос на землю.
Древнегреческое изображение Деметры с ее главными символами – колосьями и змеями. Во время праздников в честь этой богини женщины выпекали и разбрасывали в поле «хлебобулочные изделия» в виде змей и мужских пенисов, таким образом «оплодотворяя» землю. Не исключено и использование живых змей. При храме Асклепия в Пергаме (Асклепионе) жила настоящая змея, за что потом христиане и называли его «престолом сатаны». Зато до наших дней дожил медицинский символ в виде змеи над чашей. Также есть предположения, что во время подобных празднеств некоторые мужчины оскопляли себя, церемониально отбрасывая фаллос на землю.

Культ этой богини плодородия и земледелия имеет параллели практически у всех народностей мира: у римлян ей соответствовала Церера, у ближневосточных народов - Кибела, у индийцев – Пртхиви-Матар, у славян - Мать Сыра-Земля и т.д. Легенда о похищении царем подземного мира Аидом дочери Деметры – Персефоны, которую мать все-таки находит, отражает важнейшую для земледельческих народов идею прорастания зерна в колос и возрождения к новой жизни через смерть старого. Впоследствии эта символика была заимствована в христианство (возрождение Христа и поклонение Богоматери).

Фреска с изображением Деметры из Пантикапея – древнегреческого полиса в составе Босфорского царства, вассала Римской империи (I век н.э.). Современная Керчь на востоке Крымского полуострова.
Фреска с изображением Деметры из Пантикапея – древнегреческого полиса в составе Босфорского царства, вассала Римской империи (I век н.э.). Современная Керчь на востоке Крымского полуострова.

У древних греков же Деметра считалась богиней, научившей людей земледелию, и, конечно, покровительницей всех женщин. Многие обряды, связанные с ее культом, предназначались исключительно для представительниц прекрасной половины человечества. Деметра изображалась как благостная людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев или как скорбящая мать, разыскивающая свою дочь, в облике зрелой женщины в покрывале. Подобные верования живы и в наши дни: достаточно вспомнить о женском культе Матроны в Москве.

Современное изображение древнегреческих празднеств в честь Деметры – процессии в ходе Элевсинских мистерий.
Современное изображение древнегреческих празднеств в честь Деметры – процессии в ходе Элевсинских мистерий.

Ученые полагают, что имя Деметры в реконструируемой форме da-ma-te встречается еще в надписях, выполненных на микенских табличках в Пилосе 1400-1200 годов до н.э. Таким образом, культ богини существовал уже в эпоху бронзы. До сих пор до конца неясно, был ли он доиндоевропейским или чисто индоевропейским. Скорей всего, матери-земле поклонялись все народы. Одна из возможных реконструкций происхождения имени Деметры – от индоевропейских основ, которые сохранились в том числе в русском языке: дом + матерь = Деметра. (Ничего удивительного: например, латинское domus означает «дом», но в такие языки, как немецкий, попало уже со значением «собор»). Суть культа очевидна – покровительница дома и семейного очага (та самая палеолитическая Венера, фигурки которой находят у множества племен каменного века).

Изображения Кубабы/Кибелы в археологическом музее Эфеса.
Изображения Кубабы/Кибелы в археологическом музее Эфеса.

В Малой Азии Деметре соответствовала Кибела/Кубаба (известная у хеттов, фригийцев и пр.), храм которой также был в Пергаме неподалеку от Аслепиона. В Эфесе культ Кибелы трансформировался у местных древних греков в культ Артемиды многогрудой, а с приходом христианства – в культ Богоматери. Основными же центрами поклонения Деметре были Элевсин в Аттике, Гермион на Крите (отсюда эпитет богини – Гермиона, который использовала современная писательница), Мегара, Коринф, Делос, Энна на Сицилии и, конечно, Пергам.

Одна из эфесских статуй Артемиды многогрудой.
Одна из эфесских статуй Артемиды многогрудой.

«Праздник урожая на колхозном стадионе»

Одним из главных празднеств в рамках культа Деметры были так называемые Фемосфории. Они проходили 11-13 октября и представляли собой пресловутый праздник урожая, известный множеству народов мира. Особенностью Фемосфорий было то, что в них участвовали преимущественно женщины. Интересно, учитывая, что жертвенник Деметре сохранился даже на горе Афон, известной своими мужскими монастырями.

Античное изображение Элевсинских мистерий.
Античное изображение Элевсинских мистерий.

Фемосфории сопровождались обрядами, целью которых было увеличение плодовитости людей и животных и урожайности полей, – то самое разбрасывание изображений змей и фаллосов. Однако больший интерес вызывает другой праздник в честь Деметры – Элевсинские мистерии, получившие свое название по городу Элевсину в 22 км от Афин. Это один из самых известных и в то же время загадочных праздников Древней Греции. Мистерии зародились около 1500 лет до н.э. и были отменены только с приходом христианства в IV-V веках н.э., то есть они проводились около 2000 лет.

Античное изображение представлений во время Элевсинских мистерий. Женщина в центре изображает Деметру, видны ее символы - колосья и змеи.
Античное изображение представлений во время Элевсинских мистерий. Женщина в центре изображает Деметру, видны ее символы - колосья и змеи.

Элевсинские мистерии делились на Малые и Великие – последние проводились в сентябре и собирали паломников со всех уголков древнегреческого мира (обязательным условием участия была непричастность к убийству и владение греческим языком). Великие мистерии длились 9 дней и привлекали как знать, так и рабов, как мужчин, так и женщин. Как и Фемосфории, Элевсинское празднество требовало жертвоприношения свиньи или кабанчика. Также ритуал включал длительный пеший переход из Афин в Элевсин с несением священных предметов в специальных коробочках. Что это было, наверняка неизвестно до сих пор, но скорей всего что-то компактное и легкое, так как несли эти коробочки женщины (легко узнать в этой церемонии традиционный христианский Крестный ход). И, конечно, театральные представления в ходе мистерий изображали поиски Деметрой своей дочери Персефоны. Но не эта часть празднества привлекает больше всего внимания.

Современное изображение Элевсинских мистерий.
Современное изображение Элевсинских мистерий.

В ходе мистерий их участники соблюдали пост, который затем прекращался приемом веществ, изменяющих сознание. Так как рассказывать о сути праздника было запрещено под страхом смертной казни, непонятно, что это было за вещество. Но так как Элевсинские мистерии отмечались веками, а единовременно в них могли принимать участие тысячи людей, существуют правдоподобные предположения о том, какой именно дурью баловались древние греки.

План святилища Деметры и Телестериона в Элевсине.
План святилища Деметры и Телестериона в Элевсине.

По сути, их всего два. Вероятно, использовался хорошо известный психоделик кикеон – напиток на основе измельченного ячменя, зараженного грибами спорыньи, которые содержат амиды лизергиновой кислоты (родственна ЛСД и эргоновинам). Вторая версия - в кикеоне или в подаваемом на мистериях печенье содержались грибы рода псилоцибе. Церемонии с приемом подобных напитков с предшествующими ими священными диетами хорошо известны и практикуются до сих пор, например, у шаманов Южной Америки.

Современная реконструкция Телестериона в Элевсине.
Современная реконструкция Телестериона в Элевсине.

Самая интересная часть Великих Элевсинских мистерий происходила за закрытыми дверьми. Посвященные участники церемонии заходили в специальную постройку – Телестерион, где и продолжали празднества. Одновременно в закрытой части вечеринки могли принимать участие до 3000 человек. Конечно, некоторые подозревают, что там происходили жуткие сексуальные оргии, в ходе которых могли совокупляться люди разных полов и социальных статусов, откуда и ореол таинственности. Такие древние «Широко открытые глаза».

Современная реконструкция Телестериона в Элевсине.
Современная реконструкция Телестериона в Элевсине.

Но наверняка известно, что скорей всего церемониальное совокупление с представлением сцен из жизни Деметры устраивали только самые верховные жрецы-иерофанты, а остальные участники ритуала выступали в роли зрителей этого порнотеатра (сохранились ступени, на которых они сидели). Затем празднества в Телестерионе продолжались в виде различных театральных сценок в исполнении актеров и мимов и соревнований спортсменов, которых награждали церемониальными колосьями. Словом, обычная сельская дискотека в колхозном клубе с продолжением в виде сеновала.

По поводу силы воздействия кикеона на психику есть большие основания подозревать, что среднего современного человека эта дурь не возьмет. Во-первых, древние греки не были избалованы сильными допингами, как мы (кофе, табак, крепкий алкоголь, рискованные виды спорта и пр.). Во-вторых, воздействие кикеона усиливалось за счет предшествующего поста, усталости после длительного перехода и сопутствующих театральных эффектов (например, греческие и римские жрецы любили пугать публику огромными статуями богов, издающими грозные звуки).

Современные фото здания Z в Пергаме.
Современные фото здания Z в Пергаме.

Наконец, возвращаясь к зданию Zв Пергаме, его планировка, расположение относительно храма Деметры, а также декор делают его очень похожим на Телестерион. Учитывая ориентацию пергамских царей на копирование «столичного престижа» Афин логично предположить, что они повторяли Элевсинские мистерии в своем городе, для чего и была возведена постройка Z. А уж чем конкретно там занимались пергамские греки, видимо, наверняка уже не узнает никто. Но все мы люди и вполне можем себе представить чем. 😊

Небольшой бонус. Клип БГ "Праздник урожая во Дворце труда" - о том, как современные жрецы используют древние культы, чтобы удерживать население в страхе и повиновении.

Также на канале:

Египетская сила: кому посвящена Красная базилика в Пергаме?

Как выглядит сейчас храм Артемиды, который сжег Герострат?

Мужчины против женщин: как христианство вернуло нас в матриархат

Какими были русские женщины? И русские ли они?

Загадочные женские захоронения на острове Готланд

Культы павших героев древнего Рима в современной Московской области? Нет, это не шутка!

Детектив каменного века: За что человека могли убить в первобытном племени?

Почему вымерли неандертальцы?