Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Несравненная классика, снятая в перестройку и тут же забытая

Вы видите смысловую близость словосочетаний «без солнца» и «на дне»? И тут, и там явный намёк на беспросветность и безысходность. Максим Горький, колоритно описавший жизнь обитателей ночлежки, поначалу и назвал произведение «Без солнца», но потом всё же выбрал другой вариант. Пьеса «На дне» уже век остаётся театральным хитом и присутствует на афишах театров, в ней в разные годы играли патриархи сцены, а в одной из первых постановок в роли актёра Сатина блистал сам Константин Станиславский, основатель Московского Художественного театра. В 1987 году за кинотрактовку пьесы взялся Юлий Карасик, именитый и опытный советский режиссёр. В известной мере это был риск:

фильм непременно стали бы сравнивать с классическими спектаклями и игрой мастодонтов сцены.

К тому же в том же 1987 спектакль выпустил Георгий Товстоногов в Ленинградском БДТ, и это был очередной успех режиссёра и прославленного театра. Но Юлий Карасик всё-таки рискнул. И в качестве названия использовал именно старый, отвергнутый Горьким вариант — «Без солнца».

Кадр из фильма «Без солнца»
Кадр из фильма «Без солнца»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

По задумке Карасика, который также сам написал сценарий, фильм был отчасти экспериментальным:

в начале и в финале был некий намёк на современность.

Позже, уже после премьеры, Карасика за это упрекали, хотя, забегая вперёд, могу сказать, что картину это ничуть не портит, да и собственно «экспериментальности» на экране минимум, почти незаметный минимум.

Кадр из фильма. Вера Глаголева в роли Насти
Кадр из фильма. Вера Глаголева в роли Насти

А ещё режиссёр использовал очень небанальный и даже интригующий ход:

готовясь к съёмкам, он обратился к будущим зрителям со страниц газеты «Советская культура» и предложил им выбрать актёров на главные роли.

Отчасти пожелания зрителей были учтены, когда режиссёр утверждал состав.

Кадр из фильма. Наталья Егорова в роли Василисы
Кадр из фильма. Наталья Егорова в роли Василисы

А состав оказался поистине блестящим и даже уже поэтому картина «Без солнца» достойна внимания, которым она, увы, оказалась обделена.

Кадр из фильма. Дарья Михайлова в роли Наташи
Кадр из фильма. Дарья Михайлова в роли Наташи

Наталье Егоровой, Дарье Михайловой и Вере Глаголевой достались женские роли: Василисы, хозяйки ночлежки, её сестры Наташи и Насти (и поверьте, Вера Глаголева тут вас удивит).

Кадр из фильма. Владимир Гостюхин (Васька Пепел) и Михаил Глузский (Лука)
Кадр из фильма. Владимир Гостюхин (Васька Пепел) и Михаил Глузский (Лука)

Список исполнителей мужчин вполне можно приравнять к списку знаменитейших советских актёров: Иннокентий Смоктуновский и Алексей Петренко, Владимир Гостюхин и Михаил Глузский, Анатолий Кузнецов и Михаил Кокшенов, Владимир Стеклов и Афанасий Кочетков.

Кадр из фильма. Анатолий Кузнецов в роли хозяина ночлежки Костылёва
Кадр из фильма. Анатолий Кузнецов в роли хозяина ночлежки Костылёва

В небольших ролях Елизавета Никищихина, Елена Санаева, Анатолий Яббаров, Борис Юрченко, Владимир Виноградов.

Кадр из фильма. Афанасий Кочетков в роли слесаря Клеща
Кадр из фильма. Афанасий Кочетков в роли слесаря Клеща

Единственный неизвестным исполнителем в этой замечательной компании был рязанский театральный актёр Виктор Приз, сыгравший Актёра. Он же стал и открытие фильма: живой, экспрессивный, немного театральный, как того и требовал образ, его Актёр заслужил похвалы критиков, хотя на дальнейшей кинокарьере Виктора Приза это не сказалось.

Фото со съёмок. Виктор Приз, Афанасий Кочетков, Юлий Карасик
Фото со съёмок. Виктор Приз, Афанасий Кочетков, Юлий Карасик

Лента «Без солнца» вышла в конце 1987 года. К сожалению, она не получила своей порции славы, несмотря на выдающийся актёрский ансамбль (в журнале «Спутник кинозрителя» фильм не без оснований назвали «демонстративно актёрским»).

Кадр из фильма. Михаил Кокшенов (полицейский)
Кадр из фильма. Михаил Кокшенов (полицейский)
Киноведы отозвались о трактовке Карасика сдержанно, отметив, что фильм получился более плоским, нежели оригинал, лишённым многослойности и подтекстов,

которые вкладывал в пьесу «На дне» Максим Горький. Главной неудачей картины назвали безэмоциональность, но с этим сложно согласиться: эмоций, которые выдали в кадре артисты, более чем достаточно а образы, ими созданные, производят мощное впечатление и впиваются в душу.

Кадр из фильма. Михаил Глузский
Кадр из фильма. Михаил Глузский

Резюмируя, могу сказать, что «Без солнца», фильм, завершивший карьеру Юлия Карасика, — произведение достойное и незаслуженно пропавшее из поля зрения аудитории. Большей части исполнителей уже нет в живых, но, наверное, тем «Без солнца» и ценнее: мы можем увидеть то, что уже не повторится.

А вы знали об этой трактовке пьесы «На дне»? Вас этот фильм чем-то удивил?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: