Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, где муж рукоприкладством довёл жену до бесплодия (и перерождения)

Драма «Супруги Орловы» вышла в 1978 году. Снял её режиссёр Марк Донской, главный киноспециалист по творчеству Максима Горького.

Донской начал карьеру с экранизации произведения пролетарского писателя, а «Супруги Орловы», созданные по горьковской прозе, завершили её. Режиссёру на момент съёмок было почти 80.
Кадр из фильма  «Супруги Орловы»
Кадр из фильма «Супруги Орловы»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Марк Донской ценил прозу Горького, говорил, что в горьковских рассказах, повестях и романах находит ответы на самые важные вопросы, и называл его идеалом. В конце семидесятых режиссёр в соавторстве со сценаристами Марком Азовым и Валерием Михайловским написал сценарий, в основу которого лёг рассказ «Супруги Орловы». Но некоторые сюжетные линии и мотивы авторы взяли из других рассказов, в том числе «Ванька Мазин», «Бывшие люди», «Встряска».

История раскрыла моменты жизни той самой четы Орловых, обычных людей из низшего слоя, живущих в дореволюционной России, где в семейной жизни царит принцип «бьёт — значит любит».

Регулярные побои доводят супругу до бесплодия, но всё равно она продолжает терпеть. И лишь когда муж обвиняет её в отсуствии детей, в ней происходит внутренний перелом.

Фото со съёмок. Анатолий Семёнов и Нина Русланова
Фото со съёмок. Анатолий Семёнов и Нина Русланова

В какой-то момент пара проходит через испытания, работу в холерном бараке, и, кажется, даже сплачивается:

супруги Орловы из вечно ссорящихся превращаются в любящих и переживают второй медовый месяц.

Но трагедия с местным любимцем, юным подмастерьем из иконописной мастерской, окочательно разводит мужа и жену: Григорий Орлов возвращается на дно, а вот Матрёна Орлова находит новую жизнь.

Фото со съёмок. Нина Русланова
Фото со съёмок. Нина Русланова

Марк Донской, затевая эти съёмки, отправной точкой выбрал слова Горького:

«Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе —человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Исходя из этого принципа Донской подбирал актёров. Главные роли он отдал Нине Руслановой и Анатолию Семёнову. Нина была уже знаменита: в 1971 году вышел многосерийный фильм «Тени исчезают в полдень», который принёс ей первую популярность. Тогда же, кстати, актриса впервые столкнулась в кино с Горьким, сыграв одну из центральных героиню в дебютной ленте Сергея Соловьёва «Егор Булычов и другие».

Исполнителя роли Григория искали долго, а нашли в конце концов во МХАТе. Анатолий Семёнов приглянулся режиссёру не только внешностью, но и энергетикой,

Донской считал, что Семёнов принадлежит к числу артистов с редким амплуа героя социального, по-настоящему народного. Находку Семёнова он считал своей удачей.
Кадр из фильма. Анатолий Семёнов
Кадр из фильма. Анатолий Семёнов

Доктора Ващенко сыграл Даниил Сагал, давний соратник Марка Донского. Одну из первых ролей Сагал сыграл как раз у Донского: ещё до войны, в 1938 году, он снялся в «Детстве Горького», после которого его стали узнавать. Потом Марк Донской ещё не раз приглашал актёра, и

«Супруги Орловы» стали очередной их совместной работой (последней для обоих).
Фото со съёмок. Юрий Каморный и Анатолий Семёнов
Фото со съёмок. Юрий Каморный и Анатолий Семёнов
Фото со съёмок. Юрий Каморный и Анатолий Семёнов
Фото со съёмок. Юрий Каморный и Анатолий Семёнов

Также в картине появились Юрий Каморный в роли разбитного, но неглупого и принципиального гармониста, Пётр Меркурьев, ставший студентом-медиком, Борис Гитин, Павел Винник.

Кадр из фильма. Пётр Меркурьев
Кадр из фильма. Пётр Меркурьев

Маленького помощника мастеров иконописной мастерской замечательно сыграл 13-летний Серёжа Тегин.

Фото с съёмок. Сергей Тегни
Фото с съёмок. Сергей Тегни

Натуру тоже пришлось поискать. После нескольких поездок остановились на предложении Валерия Михайловского: превратить в съёмочную площадку двор заброшенного дома в Серпухове. Туда приехали декораторы, художники, бутафоры и

буквально за несколько дней превратили двор и окрестности в казанскую улицу Мокрую, где и обитали Орловы.

Особую роль Марк Донской и оператор Вячеслав Егоров отвели природе. Егоров был оператором начинающим, но, оказавшись рядом с мэтром советского кино, не растерялся и постоянно предлагал всё новые идеи. Режиссёр очень высоко оценил энтузиазм новичка и потом часто благодарил его за помощь и инициативность.

Кадры с пейзажами служат в фильме некими перебивками, подводят зрителей к новому повороту сюжета или же, напротив, логично завершают эпизоды.

Апофеозом этого действительного красивого пейзажного сопровождения стали финальные кадры, когда мальчишки, подопечные Матрёны, ставшей учительницей в ремесленной школе, бегут в лучах закатного солнца по мелководью.

Фото со съёмок. Нина Русланова
Фото со съёмок. Нина Русланова

Эти мгновенья, когда юная жизнь, объятая теплом, брызгами, радужными отсветами, отчётливо показывают, что подняться, чтобы найти себя, можно даже с самого глубокого дна, из самой глубокой ямы, из самого тёмного подвала.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И именно эту мысль хотел донести до зрителей Марк Донской, и именно поэтому эпиграфом к фильму «Супруги Орловы» стала фраза Максима Горького:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А как вы думаете, что станется с Григорием после последней встречи с Матрёной, которая завершается его фразой: «Прощайте. Больше не увидимся»? Может, всё-таки осознает неправильность жизни и вернётся к ней обновлённым? Или снова уйдёт в запой, а то и покончит с собой?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: