Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мрачный детектив о реальном «инкубаторе смерти» ЦРУ в Афганистане

У главного героя фильм «Человек, который брал интервью» (1987) два реальных прототипа: советские журналисты Александр Каверзнев и Иона Андронов. Первый, Александр Каверзнев, стал жертвой загадочного недуга. В марте 1983 года журналист, только что вернувшийся из Афганистана, скончался от неизвестной инфекции. Иона Андронов тоже бывал в Афганистане, но, к счастью, проблем со здоровьем не заработал. И именно благодаря ему появилась

лента, рассказавшая о бактериологическом оружии, которое разрабатывали американцы. Успешно разрабатывали.
Кадр из фильма «Человек, который брал интервью»
Кадр из фильма «Человек, который брал интервью»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Идея снять ленту принадлежала Юрию Марухину, опытному оператору, работавшему в кино ещё с шестидесятых. В начале восьмидесятых Юрий начала пробовать себя и как режиссёр, и «Человек, который брал интервью» стал его вторым фильмом. А вдохновился Марухин статьёй Ионы Андронова, напечатанной в 1982 году в «Литературной газете». Статья называлась громко — «Инкубатор смерти». Рассказывала статья о расследовании самого Андронова, который сумел проникнуть в Пакистанский медицинско-исследовательский центр в городе Лахор.

Центр считался исследовательской лабораторией, в реальности там под патронажем и при финансировании ЦРУ работали учёные, разводившие комаров, которые переносили опасные инфекции. В окрестностях Лахора насекомых испытывали на обычных, ничего не подозревающих людях, и несколько сотен рядовых пакистанцев погибли от этого бактериологического оружия.

Расследование советских журналистов и вмешательство международной общественности помогло разоблачить изуверскую деятельность Центра в Лахоре, а его директора Дэвида Нэлина, выслали из Пакистана.

Кадр из фильма. Алексей Зайцев и Аристарх Ливанов
Кадр из фильма. Алексей Зайцев и Аристарх Ливанов

Сценарий для фильма написали сам Иона Андронов и сценарист Анатолий Кудрявцев. Для Юрия Марухина это был первый опыт политического кино, и

он изначально отказался от демонстрации восточной экзотики и сосредоточился на характерах и событиях.

На главную роль, советского журналиста-международника Алексея Русанова, который в одиночку взялся за расследование деятельности якобы безобидного медико-биологического центра, пригласил Аристарха Ливанова, с которым познакомился во время съёмок дебютной режиссёрской ленты пару лет назад.

Оппонента Русанова, биолога-злодея и главу центра, на первый взгляд скромного и сдержанного учёного, сыграл Андрей Мягков. Кстати,

фамилия этого персонажа открыто намекает на реальность подоплёки: в кадре действует профессор Нэли, фамилия его прототипа — Нэлин.
Кадр из фильма. Андрей Мягков
Кадр из фильма. Андрей Мягков

Афганцев, с которыми знакомится Русанов в ходе журналистского расследования, сыграли приглашённые из Азербайджана актёры, всё-таки дело происходит на востоке, так что нужны были внешне похожие на местных жителей исполнители.

Фото со съёмоу. Аристарх Ливанов, Зилли Намазов, Идрис Рустамов
Фото со съёмоу. Аристарх Ливанов, Зилли Намазов, Идрис Рустамов
Кадр из фильма. Гасан Мамедов
Кадр из фильма. Гасан Мамедов

А вот в образе американского консула, который занимается не только дипломатическими вопросами, но и кое-чем более криминальным, появился Николай Кочегаров, дебютировавший в кино в качестве десантника-новобранца в картине «Точка отсчёта» (1980). И, кажется, роли интеллектуальных злодеев ему идут куда больше, чем образы страдающих юношей.

Кадр из фильма. Николай Кочегаров
Кадр из фильма. Николай Кочегаров

Снимали фильм в Афганистане. Группа побывала в Кабуле, Джелалабаде и в развалинах Хадды, одного из крупнейших археологических памятников Афганистана.

На жаре работать было крайне сложно, люди быстро выматывались, а техника отказывала, поэтому кинематографисты постарались уложиться в сжатые сроки.

Юрий Марухин позже рассказывал, что, несмотря на мрачность темы, актёры на площадке часто импровизировали, так что материала было отснято больше, чем планировали, и не так просто было отобрать то, что войдёт в финальную версию, а от чего придётся отказаться.

Фото со съёмок. Аристарх Ливанов, Андрей Мягков, Николай Кочегаров
Фото со съёмок. Аристарх Ливанов, Андрей Мягков, Николай Кочегаров

К прокату «Человек, который брал интервью» был готов поздней весной 1987 года, а в начале лета вышел. Большим событием лента на стала. Отчасти потому, что и сам жанр политического детектива не самый массовый, но в большей степени из-за того, что страну уже куда больше волновали внутренние проблемы. Между тем, фильм очень неплох, если закрыть глаза не некоторые недоработки (например, на то, что

Русанов — настоящий герой-одиночка, который с лёгкостью попадает в закрытый и, видимо, секретный биологический центр, а директор центра проявляет редкостное гостеприимство по отношению к незнакомцу и даже разрешает ему прогуляться по лабораториям).
Кадр из фильма. Аристарх Ливанов. Его герой, журналист Русанов, вернувшись в Москву, обнаруживает признаки смертельной болезни
Кадр из фильма. Аристарх Ливанов. Его герой, журналист Русанов, вернувшись в Москву, обнаруживает признаки смертельной болезни

Ну а в свете событий последних двух-трёх лет «Человек, который брал интервью» выглядит не просто актуальным, а где-то даже пророческим.

А вы знакомы с этой лентой? Если видели, то каково ваше мнение: Русанов обречён или надежда есть?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: