У главного героя фильм «Человек, который брал интервью» (1987) два реальных прототипа: советские журналисты Александр Каверзнев и Иона Андронов. Первый, Александр Каверзнев, стал жертвой загадочного недуга. В марте 1983 года журналист, только что вернувшийся из Афганистана, скончался от неизвестной инфекции. Иона Андронов тоже бывал в Афганистане, но, к счастью, проблем со здоровьем не заработал. И именно благодаря ему появилась
лента, рассказавшая о бактериологическом оружии, которое разрабатывали американцы. Успешно разрабатывали.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Идея снять ленту принадлежала Юрию Марухину, опытному оператору, работавшему в кино ещё с шестидесятых. В начале восьмидесятых Юрий начала пробовать себя и как режиссёр, и «Человек, который брал интервью» стал его вторым фильмом. А вдохновился Марухин статьёй Ионы Андронова, напечатанной в 1982 году в «Литературной газете». Статья называлась громко — «Инкубатор смерти». Рассказывала статья о расследовании самого Андронова, который сумел проникнуть в Пакистанский медицинско-исследовательский центр в городе Лахор.
Центр считался исследовательской лабораторией, в реальности там под патронажем и при финансировании ЦРУ работали учёные, разводившие комаров, которые переносили опасные инфекции. В окрестностях Лахора насекомых испытывали на обычных, ничего не подозревающих людях, и несколько сотен рядовых пакистанцев погибли от этого бактериологического оружия.
Расследование советских журналистов и вмешательство международной общественности помогло разоблачить изуверскую деятельность Центра в Лахоре, а его директора Дэвида Нэлина, выслали из Пакистана.
Сценарий для фильма написали сам Иона Андронов и сценарист Анатолий Кудрявцев. Для Юрия Марухина это был первый опыт политического кино, и
он изначально отказался от демонстрации восточной экзотики и сосредоточился на характерах и событиях.
На главную роль, советского журналиста-международника Алексея Русанова, который в одиночку взялся за расследование деятельности якобы безобидного медико-биологического центра, пригласил Аристарха Ливанова, с которым познакомился во время съёмок дебютной режиссёрской ленты пару лет назад.
Оппонента Русанова, биолога-злодея и главу центра, на первый взгляд скромного и сдержанного учёного, сыграл Андрей Мягков. Кстати,
фамилия этого персонажа открыто намекает на реальность подоплёки: в кадре действует профессор Нэли, фамилия его прототипа — Нэлин.
Афганцев, с которыми знакомится Русанов в ходе журналистского расследования, сыграли приглашённые из Азербайджана актёры, всё-таки дело происходит на востоке, так что нужны были внешне похожие на местных жителей исполнители.
А вот в образе американского консула, который занимается не только дипломатическими вопросами, но и кое-чем более криминальным, появился Николай Кочегаров, дебютировавший в кино в качестве десантника-новобранца в картине «Точка отсчёта» (1980). И, кажется, роли интеллектуальных злодеев ему идут куда больше, чем образы страдающих юношей.
Снимали фильм в Афганистане. Группа побывала в Кабуле, Джелалабаде и в развалинах Хадды, одного из крупнейших археологических памятников Афганистана.
На жаре работать было крайне сложно, люди быстро выматывались, а техника отказывала, поэтому кинематографисты постарались уложиться в сжатые сроки.
Юрий Марухин позже рассказывал, что, несмотря на мрачность темы, актёры на площадке часто импровизировали, так что материала было отснято больше, чем планировали, и не так просто было отобрать то, что войдёт в финальную версию, а от чего придётся отказаться.
К прокату «Человек, который брал интервью» был готов поздней весной 1987 года, а в начале лета вышел. Большим событием лента на стала. Отчасти потому, что и сам жанр политического детектива не самый массовый, но в большей степени из-за того, что страну уже куда больше волновали внутренние проблемы. Между тем, фильм очень неплох, если закрыть глаза не некоторые недоработки (например, на то, что
Русанов — настоящий герой-одиночка, который с лёгкостью попадает в закрытый и, видимо, секретный биологический центр, а директор центра проявляет редкостное гостеприимство по отношению к незнакомцу и даже разрешает ему прогуляться по лабораториям).
Ну а в свете событий последних двух-трёх лет «Человек, который брал интервью» выглядит не просто актуальным, а где-то даже пророческим.
А вы знакомы с этой лентой? Если видели, то каково ваше мнение: Русанов обречён или надежда есть?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: