Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Первый правдивый фильм об Афганской войне

15 мая 1988 года СССР начал выводить войска из Афганистана. А уже через полтора года режиссёр Владимир Бортко начал снимать картину, которая и сегодня считается одним из самых сильных фильмов об Афганской войне — «Афганский излом».

Кадр из фильма «Афганский излом»
Кадр из фильма «Афганский излом»
Тема в те годы была невероятно актуальной (впрочем, и сегодня о событиях 1979-1988 годов в Афганистане спорить не перестают).

Тысячи жизней, принесённые в жертву политике, остались на совести руководителей многих стран, и Советского Союза в том числе. Но «Афганский излом» рассказывал не о высоких чинах и политических интригах, его героями стали обычные солдаты, исполнявшие приказы.

Одним из создателей сценария был тележурналист Михаил Лещинский. Он знал о событиях в Афгане не понаслышке:

Лещинский был собкором советского телевидения в Афганистане и работал там во время войны.

Помогали ему со сценарием супруга сценарист Ада Петрова, драматург Михаил Червинский и журналист Леонид Богачук. Кстати,

Богачук тоже был знаком с изнанкой Афганской войны, он жил в Кабуле с 1982 по 1984, занимался изданием молодёжной газы, много работал с молодым афганцами и, конечно же, часто общался с советскими военными.

В результате усилий авторов появился сценарий правдивый, жёсткий, без лакировки и украшательства. Экранизировать его взялся режиссёр известный и авторитетный — Владимир Бортко.

Фото со съёмок. Микеле Плачидо
Фото со съёмок. Микеле Плачидо

В главной роли Бортко видел Анатолий Котенёва, чьё имя тогда повторяли повсюду: несколько лет назад вышел многосерийный приключенческий фильм «Секретный фарватер», где Анатолий сыграл главную и моментально стал кумиром. Но по ряду обстоятельств сотрудничество не сложилось, и тогда приняли необычное решение — пригласить иностранную звезду. Выбор пал на итальянца Микеле Плачидо, чья популярность в СССР тогда была поистине космической после показа сериала «Спрут». Правда,

Плачидо был немного старше, чем требовалось по сюжету, ему уже перевалило за 40, так что гримёрам пришлось слегка омолаживать артиста.

А поскольку Микеле совсем не знал русского, его позже переозвучил Олег Янковский.

Фото со съёмок. Микеле Плачидо
Фото со съёмок. Микеле Плачидо

Главную женскую роль Бортко отдал Татьяне Догилевой, тоже очень любимой зрителями. Собственно, именно благодаря Бортко татьяна и стала всенародной любимицей: в 1984 году она снялась у режиссёра в комедии «Блондинка за углом», которая принесла ей всесоюзное обожание.

Кроме того, в картине появились Нина Русланова, Михаил Жигалов, Виктор Проскурин, Юрий Кузнецов. Одну из первых больших ролей сыграл здесь Филипп Янковский. А ещё появились вместе отец и сын Краско: Иван Краско был тогда уже актёром с именем, а вот Андрей Краско пока перебивался эпизодами и второстепенными ролями.

На съёмки «Афганского излома» группа отправилась в Таджикистан в район Ленинабада.

Для участников киноэкспедиции эта поездка была не самой лёгкой: много эпизодов снимали в горах, где было очень холодно (а дело происходило в январе). О комфортных условиях речи вообще не шло: группа ютилась в местных домишках, чуть ли не насквозь продуваемых. Актёрам и дублёрам приходилось порой работать под снегом и стоя по пояс в ледяной воде, переходить по опасным узким тропинкам, уворачиваясь от падающих камней. В конце января киношникам пришлось пережить даже землетрясение в 5 баллов, но съёмки продолжились. Кстати, тут

стоит отдать должное режиссёру Владимиру Бортко, который позвал в качестве консультантов профессиональных военных, служивших в Афганистане и знавших всю военную «кухню».

Консультанты были строги и придирчивы, требовали достоверности, но это в итоге пошло на пользу ленте.

Отсняв сюжеты в горах, группа перебралась в Душанбе. В середине февраля в столице Таджикистана начались массовые беспорядки, в ходе которых погиб администратор Никита Матросов. КГБ настоятельно порекомендовало группе покинуть Таджикистан, да и сами кинематографисты поняли, что здесь небезопасно.

Группу и оборудование под контролем военных вывезли из гостиницы на двух танках и трёх грузовиках в аэропорт. Там всех погрузили на транспортный самолёт, который только что доставил в Душанбе танки,

и отправили в Ташкент. Так что в какой-то мере актёры на собственной шкуре познали, что такое война.

В 1991 году фильм «Афганский излом» вышел на киноэкраны, став фактически первопроходцем в непростой трагической теме. Это была история, которую всё ещё переживала страна, которая затронула сотни тысяч семей, ранила миллионы. Не всем лента понравилась, хотя большая часть зрителей и критиков оценила её положительно.

Тогда у очень многих была надежда, что афганская тема будет звучать громко, что о ней продолжат говорить, что события в Афганистане станут трагическим уроком для людей и в СССР, и в мире. Увы, эти надежды не оправдались.

Спустя 15 лет уже в России тема Афганской войны снова переполошила публику: режиссёр Фёдор Бондарчук снял драму «9 рота». Не смотрела этот фильм, но поговаривают, что он куда больше походит на голливудский боевик, чем на правду.

А вы согласны с мнением, что «Афганский излом» — лучший фильм о войне в Афганистане? Можно ли проводить параллели между «Афганским изломом» и «9 ротой» и стоит ли вообще сравнивать эти ленты?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):