В конце шестидесятых литовский режиссёр Витаутас Жалакявичус снял фильм «Никто не хотел умирать», который не только прославил его на весь СССР, но и принёс мировую известность. Заодно за Жалакявичусом закрепилась репутация режиссёра, умеющего снимать интригующие политические ленты. Это мнение о себе он закрепил, выпустив в 1972 году политический детектив «Это сладкое слово — свобода!», в основе которого лежали реальные события, произошедшие в Венесуэле. А спустя шесть лет снова вернулся к теме латиноамериканской политики и начал снимать политическую драму «Кентавры», которая переносит зрителей в Чили в канун прихода к власти Пиночета.
Как и в прежних работах Жалакявичуса, место действия и персонажи слегка закамуфлированы, но в них с лёгкостью читаются прототипы:
Президент - это Сальвадор Альенде, генерал Пин - не кто иной, как Аугусто Пиночет.
Но центральным героем стал директор национальной службы расследований, по неосторожности совершивший убийство молодого человека (что интересно, преступника) и теперь вынужденный за это расплачиваться, одновременно защищая своего Президента. У директора Орландо тоже был реальный прототип - Маркос Орландо Летельер дель Солар, чилийский политик и экономист.
Витаутас Жалакявичус вообще ценил истории, в которых были открытые столкновения, социальные конфликты, наполненные эмоциями. Поэтому на площадке он требовал от всех участников съёмок максимального включения.
Ему хотелось видеть самому в кадре и показывать зрителям не только действия, но и взгляды и даже дыхание действующих лиц, которое порой значит даже больше, чем слова и жесты.
Нередко в его лентах были истинные трагедии, ставящие людей на грань существования, но, как ни странно, именно такие происшествия давали ему мощный импульс для работы.
В фильме о перевороте, организованном Пиночетом,
режиссёр, как и прежде, не планировал поминутно реконструировать события, всё-таки он снимал художественное кино, а не документальное.
Сценарий он написал сам, поскольку не любил работать с чужим материалом. Да и свой сценарий в ходе съёмок он недолюбливал, считал слишком литературным, поэтому иногда что-то менял на ходу. Ну а разыграли драму из заграничной жизни традиционно актёры из Прибалтики. Впрочем, наверняка и литовцу Жалакявичусу было удобно работать с земляками, тем более что многие сотрудничали с ним не в первый раз. Так, роль Президента сыграл Донатас Банионис, а роль Орландо - Региминтас Адомайтис.
А вот в образе Пиночета режиссёр неожиданно увидел Евгения Лебедева. И, надо сказать, этот выбор был очень необычным, ведь Евгений Лебедев представал в кино большей частью в роли благообразных старичков, а тут он - жёсткий неумолимый будущий диктатор.
«Кентавры» создавались интернациональной группой, к съёмкам привлекли также кинематографистов из Венгрии и Чехословакии, причём как технических специалистов, так и актёров. А в массовке активно задействовали студентов московских вузов из стран Латинской Америки: кубинцев, эквадорцев, колумбийцев.
Для самых массовых сцен приглашали ещё и жителей Молдавии и кавказцев, которые внешне схожи с латиноамериканцами. Кстати, снялись в картине и национальные знаменитости: молдаванин Михай Волонтир, грузины Кахи Кавсадзе и Нодар Мгалоблишвили.
В завершение добавлю, что Аугусто Пиночет и Сальвадор Альенде - это персонажи из моего советского детства. Кажется, о них постоянно говорили по радио и тв, но тогда, конечно, для меня это были просто какие-то экзотические имена. Уже став взрослой, я разобралась, кто есть кто, ну а теперь увидела один из самых известных латиноамериканских переворотов как некую художественную историю. И мне кажется, что она актуальности до сих пор не потеряла.
А в вашем детстве были Альенде и Пиночет?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296