Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Триллер, где генерал Пин был против Президента

В конце шестидесятых литовский режиссёр Витаутас Жалакявичус снял фильм «Никто не хотел умирать», который не только прославил его на весь СССР, но и принёс мировую известность. Заодно за Жалакявичусом закрепилась репутация режиссёра, умеющего снимать интригующие политические ленты. Это мнение о себе он закрепил, выпустив в 1972 году политический детектив «Это сладкое слово — свобода!», в основе которого лежали реальные события, произошедшие в Венесуэле. А спустя шесть лет снова вернулся к теме латиноамериканской политики и начал снимать политическую драму «Кентавры», которая переносит зрителей в Чили в канун прихода к власти Пиночета.

Кадр из фильма  «Кентавры»
Кадр из фильма «Кентавры»

Как и в прежних работах Жалакявичуса, место действия и персонажи слегка закамуфлированы, но в них с лёгкостью читаются прототипы:

Президент - это Сальвадор Альенде, генерал Пин - не кто иной, как Аугусто Пиночет.

Но центральным героем стал директор национальной службы расследований, по неосторожности совершивший убийство молодого человека (что интересно, преступника) и теперь вынужденный за это расплачиваться, одновременно защищая своего Президента. У директора Орландо тоже был реальный прототип - Маркос Орландо Летельер дель Солар, чилийский политик и экономист.

Фото со съёмок. Валентин Гафт и Евгений Лебедев
Фото со съёмок. Валентин Гафт и Евгений Лебедев

Витаутас Жалакявичус вообще ценил истории, в которых были открытые столкновения, социальные конфликты, наполненные эмоциями. Поэтому на площадке он требовал от всех участников съёмок максимального включения.

Ему хотелось видеть самому в кадре и показывать зрителям не только действия, но и взгляды и даже дыхание действующих лиц, которое порой значит даже больше, чем слова и жесты.

Нередко в его лентах были истинные трагедии, ставящие людей на грань существования, но, как ни странно, именно такие происшествия давали ему мощный импульс для работы.

Фото со съёмок. Геннадий Бортников
Фото со съёмок. Геннадий Бортников

В фильме о перевороте, организованном Пиночетом,

режиссёр, как и прежде, не планировал поминутно реконструировать события, всё-таки он снимал художественное кино, а не документальное.

Сценарий он написал сам, поскольку не любил работать с чужим материалом. Да и свой сценарий в ходе съёмок он недолюбливал, считал слишком литературным, поэтому иногда что-то менял на ходу. Ну а разыграли драму из заграничной жизни традиционно актёры из Прибалтики. Впрочем, наверняка и литовцу Жалакявичусу было удобно работать с земляками, тем более что многие сотрудничали с ним не в первый раз. Так, роль Президента сыграл Донатас Банионис, а роль Орландо - Региминтас Адомайтис.

Фото со съёмок. Донатас Банионис
Фото со съёмок. Донатас Банионис
Фото со съёмок. Региминтас Адомайтис
Фото со съёмок. Региминтас Адомайтис

А вот в образе Пиночета режиссёр неожиданно увидел Евгения Лебедева. И, надо сказать, этот выбор был очень необычным, ведь Евгений Лебедев представал в кино большей частью в роли благообразных старичков, а тут он - жёсткий неумолимый будущий диктатор.

Фото со съёмок. Елена Ивочкина
Фото со съёмок. Елена Ивочкина

«Кентавры» создавались интернациональной группой, к съёмкам привлекли также кинематографистов из Венгрии и Чехословакии, причём как технических специалистов, так и актёров. А в массовке активно задействовали студентов московских вузов из стран Латинской Америки: кубинцев, эквадорцев, колумбийцев.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Для самых массовых сцен приглашали ещё и жителей Молдавии и кавказцев, которые внешне схожи с латиноамериканцами. Кстати, снялись в картине и национальные знаменитости: молдаванин Михай Волонтир, грузины Кахи Кавсадзе и Нодар Мгалоблишвили.

В завершение добавлю, что Аугусто Пиночет и Сальвадор Альенде - это персонажи из моего советского детства. Кажется, о них постоянно говорили по радио и тв, но тогда, конечно, для меня это были просто какие-то экзотические имена. Уже став взрослой, я разобралась, кто есть кто, ну а теперь увидела один из самых известных латиноамериканских переворотов как некую художественную историю. И мне кажется, что она актуальности до сих пор не потеряла.

А в вашем детстве были Альенде и Пиночет?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8