Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где показали летаргию по-советски

В картине о равнодушии не только к людям, но к жизни вообще, главную роль сыграл Андрей Мягков. Она так и называется — «Летаргия» (1983) и рассказывает о самом обычном человеке, средне-статистическом учёном, будто спящем наяву. Но ничего сказочного или фантастического в этом сне нет: это не сон тела, это сон души, из которого герою и не хочется выходить. Клуб «Советские фильмы» в Telegram Сценарий для фильма написали режиссёр Валерий Лонской и писатель Владимир Железников. Валерий Лонской в кино работал давно и не раз пробовал себя в сценарном деле. Владимир Железников тоже не был новичком, его книгами зачитывались, да и сценарии в его активе тоже были. Правда, он считался больше автором детским, а одной из самых известных его работ был замечательный детский фильм «Чудак из пятого “Б”» (1972). Но на этот раз сценарий получился жёстким: центральный персонаж не вызывает симпатий, он часто разрушает жизни других, при этом будто отсутствуя в реальности. Роль Вадима Бекасова, главного геро

В картине о равнодушии не только к людям, но к жизни вообще, главную роль сыграл Андрей Мягков. Она так и называется — «Летаргия» (1983) и рассказывает о самом обычном человеке, средне-статистическом учёном, будто спящем наяву. Но ничего сказочного или фантастического в этом сне нет: это не сон тела, это сон души, из которого герою и не хочется выходить.

Кадр из фильма «Летаргия»
Кадр из фильма «Летаргия»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий для фильма написали режиссёр Валерий Лонской и писатель Владимир Железников. Валерий Лонской в кино работал давно и не раз пробовал себя в сценарном деле. Владимир Железников тоже не был новичком, его книгами зачитывались, да и сценарии в его активе тоже были. Правда, он считался больше автором детским, а одной из самых известных его работ был замечательный детский фильм «Чудак из пятого “Б”» (1972). Но на этот раз сценарий получился жёстким:

центральный персонаж не вызывает симпатий, он часто разрушает жизни других, при этом будто отсутствуя в реальности.

Роль Вадима Бекасова, главного героя, Валерий Лонской отдал Андрею Мягкову, который стремился избавиться от образа комедийного актёра, прилипшего к нему после комедий Эльдара Рязанова. Любопытно, что параллельно Мягков снимался у Марлена Хуциева в драме «Послесловие» (1983), и герои обеих картин были во многом схожи: оба живут в собственных мирках, обоим не нужна теплота отношений, обоим не нравится, что кто-то вторгается в их будни.

Рядом с Бекасовым поочерёдно оказываются разные люди, которые потом исчезают и не возвращаются. И это, кажется, серьёзный прокол фильма, поскольку

сюжетные линии попросту обрываются и остаётся непонятным, что же случилось с этими людьми.

Так, в начале возлюбленная Бекасова Ольга (её сыграла Наталья Сайко), с которой они встречаются уже два года, сообщает, что ждёт ребёнка.

Кадр из фильма. Наталья Сайко
Кадр из фильма. Наталья Сайко

Бекасов уже был женат, у него есть дочь, но он ушёл от супруги много лет назад, а сейчас даже не помнит, сколько лет дочери. Теперь же

Бекасов оказывается ярым чайлд-фри и аргументированно доказывает Ольге, почему он не хочет детей.

После этого Ольга исчезает и из жизни Бекасова, и из фильма. Правда, он её упорно ищет, расспрашивая соседей и знакомых, но всё равно в итоге эта линия идёт в никуда.

Фото со съёмок. Андрей Мягков и Наталья Сайко
Фото со съёмок. Андрей Мягков и Наталья Сайко

Та же история с коллегой Бекасова по научному институту Смирновым (в этой роли — Владимир Земляникин), который просит Бекасова пойти на профсоюзное собрание и похлопотать, чтобы ему дали квартиру. Бекасов идёт на собрание, но по-тихому уходит с него, не сделав обещанного, хотя обещал вечером позвонить Смирнову и всё рассказать. На этом линия также обрывается.

Кадр из фильма. Владимир Земляникин и Андрей Мягков
Кадр из фильма. Владимир Земляникин и Андрей Мягков

Также в картине Валерия Лонского снялись Валентина Панина в роли экс-жены Бекасова, Василий Бочкарёв в роли её нового супруга, Сергей Никоненко, Игорь Владимиров.

Кадр из фильма. Сергей Сергей Никоненко
Кадр из фильма. Сергей Сергей Никоненко

Отдельно отмечу трёх ярких красавиц. Приятельницу Ольга сыграла Анна Варпаховская, здесь решительная и деловитая. А вот известной она стала после роли соблазнительницы в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (1978), там её героиня была совсем иной: томной, покладистой, сговорчивой, всегда угождающей любимому мужчине.

Кадр из фильма. Анна Варпаховская
Кадр из фильма. Анна Варпаховская

В образах девушек на скромной домашней вечеринке у приятеля Бекасова предстали Ольга Битюкова, в начале семидесятых в одночасье ставшая кумиром юной аудитории после дебюта в фантастической дилогии Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974), и Елена Тонунц, которой популярность принесла музыкальная комедия «Берегите женщин» (1981). Интересное совпадение:

героиня Елены танцует с Бекасовым под хит «Море» Юрия Антонова. Антонов же написал и исполнил все песни и в «Берегите женщин».
Кадр из фильма. Елена Тонунц и Андрей Мягков
Кадр из фильма. Елена Тонунц и Андрей Мягков

Заканчивается лента трагически, но вроде бы оптимистично. Вадим становится свидетелем неприятного инцидента в ночной электричке:

компания молодых людей напала на девушку. Поначалу Бекасов просто отворачивается и даже пересаживается на другое место, чтобы не видеть происходящего,

но потом всё же вступается. Девушке удаётся сбежать, но гнев агрессивных молодчиков тут же обращается на Бекасова, которого беспощадно избивают. Эта неоправданная жесткость, по задумке авторов,

должна стать трудным, но действенным толчком, который выведет наконец героя из затяжной летаргии равнодушия.
Кадр из фильма. Андрей Мягков
Кадр из фильма. Андрей Мягков

Фильм, вышедший осенью 1983 года, событием не стал. Зрители философскую драму встретили равнодушно, критики — скорей отрицательно. Хотя финал всё-таки отметили как сцену очень сильную и мало кого оставляющую равнодушным. Но квинтэссенцией «Летаргии» стал, пожалуй, минутный эпизод, когда

Бекасов дома в одиночестве наигрывает на гитаре, а потом включает магнитофон с записью оваций и слушает аплодисменты невидимой, но восторженной публики.

Пока я писала текст, мне пришло в голову, что, возможно, сюжетные линии, уходящие в никуда, — это ещё один намёк на сон. Ведь во сне часто случается, что действие резко обрывается или делает невероятный поворот. Так и здесь: летаргия играет эпизодами жизни героя, как в калейдоскопе. А вы видели «Летаргию»? Находите в ней пересечения с «Послесловием»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: