До того, как стать одним из самых известных режиссёров музыкальных фильмов в СССР, Леонид Квинихидзе снимал работы серьёзные и даже героические. В 1968 году он выпустил биографическую ленту «Моабитская тетрадь» о Мусе Джалиле, татарском поэте, погибшем в фашистской тюрьме Моабит, а потом занялся постановкой картины о становлении Советского Союза под названием «Миссия в Кабуле». Сценарий к нему написали уже тогда признанные мастера приключенческих сюжетов Владимир Вайншток и Павел Финн, взяв за основу реально происходившие события.
«Миссия в Кабуле» — это история начала дипломатических отношений между СССР и Афганистаном.
Афганистан стал первым государством мира, признавшим Советский Союз,
а в 1921 году был подписан Договор о дружбе между странами. Конечно, дорога к нему была непростой, поскольку Британия, главная тогдашняя владычица Востока, строила всяческие козни, устраивала заговоры и пыталась предотвратить налаживание отношений между Афганистаном и СССР. О первых советских дипломатах и их работе и решили рассказать Вайншток и Финн.
Леонид Квинихидзе подошёл к выбору актёров очень тщательно. Главную роль полномочного представителя СССР он отдал Олегу Жакову, артисту уже немолодому, но заслуженному, опытному и популярному.
Олегу Жакову уже не раз приходилось играть героев мудрых, осторожных, рассудительных, да и внешностью он обладал положительной и притягивающей, так что в образ дипломата вписался идеально.
Кстати, у героя Жакова был реальный прототип, поэтому актёру пришлось изучить документы и вникнуть в характер другого человека, чтобы достоверно изобразить его на экране.
Главная женская роль досталась Ирине Мирошниченко. Ирина уже снялась в ряде фильмов, но это были роли не слишком яркие, поэтому всесоюзной славы у неё не было. Но после «Миссии в Кабуле» о Мирошниченко заговорили уже активно, а режиссёры начали предлагать ей роли куда чаще, чем прежде.
Вообще же Квинихидзе сделал ставку на исполнителей известных: в фильме появились Олег Видов, Александр Демьяненко, Владимир Заманский, Михаил Глузский, Владимир Зельдин, Эммануил Виторган (неожиданно в образе белокурого прибалта).
Все они были хорошо знакомы зрителям, так что могли поспособствовать будущему успеху в прокате.
Стоит отметить, что в «Миссии в Кабуле» можно увидеть двух советских актёров-братьев: Олега (в интригующем образе жгучего брюнета) и Глеба Стриженовых. Это случай поистине уникальный, потому что Олег и Глеб вместе почти никогда не снимались. Одновременно они появились всего в двух работах: в «Оптимистической трагедии» (1963) и здесь.
Поскольку «Миссия в Кабуле» повествовала о событиях за границей, в ней появились и герои-иностранцы.
Как водится, на роль малоприятного немецкого бизнесмена-заговорщика позвали литовца Альгимантаса Масюлиса,
который вообще регулярно играл в советских фильмах подобных персонажей, а английским послом на экране стал литовец Лаймонас Норейка.
Ну а роли руководителей Афганистана двадцатых годов сыграли актёры с восточной внешностью: Отар Коберидзе, Ренат Тазетдинов и Владимир Этуш. О последнем я нашла любопытную историю, рассказанную каскадёром. В сцене, где кортеж Абдуллы-хана, которого и играл Этуш, обстреливает заговорщик, каскадёр должен был дублировать актёра. По сюжету Абдулла-хан, поражённый пулей, на ходу выпадал из машины, этот трюк и должен был сделать дублёр. Но
Владимир Этуш, в годы войны служивший в разведке, заявил, что сделает трюк сам. И действительно выполнил его без дублёра,
эффектно и правдиво. К слову, ему было тогда уже почти 50 лет.
Съёмки картины проходили не только в СССР, но и за границей. Ради достоверности группа отправилась в Афганистан, который в те времена ещё был вполне мирной страной.
Мало того, афганцы радушно встречали советских киношников, а армия страны, которую привлекли к съёмкам массовых сцен, помогала как могла. Афганская сторона вообще оказала большое содействие, о чём потом авторы не раз вспоминали. Но ради одного эпизода кинематографисты перебрались в Индию. Дело в том, что
в картине был эпизод охоты на слонов. Однако слоны в Афганистане давно уже не водились, поэтому и пришлось ехать в Индию.
Там, в штате Раджастан возле города Джайпур, и сняли сцену со слонами.
Кстати, в начале и в финале ленты показан Афганистан семидесятых. И очень сложно поверить, что это прошлое страны и что сейчас Афганистан будто вернулся на век назад.
А как вам кажется, сыграть реально жившего человека сложнее, чем придуманного персонажа?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296