Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Свой современный вид особняк приобрел при перестройке герцога Лейхтенбергского, которую выполнил А.А. Степанов. Первым делом архитектор попытался укрепить фасад главного здания, который выходит на Английскую набережную. Портик и стена дома с каждым годом все больше отклонялись от вертикали. Степанов соорудил массивный сводчатый тамбур, который должен был подпирать стену.
Со стороны двора была создана полукруглая выступающая постройка, которая была сделана для установки мраморной лестницы.
Попадая внутрь, гости особняка сначала оказываются в парадном вестибюле. Он был связан со всеми помещениями первого этажа.
Внимание привлекает мраморная лестница уникальной конструкции - ее ступени держатся без косоуров. Создается впечатление, что ступени парят в воздухе. Лестницу украшает статуя “Венеры, снимающей сандали”. Она является гипсовой копией и установлена на месте, где у владельцев стояла статуя “Дианы”.
Оригинальная статуя скульптора И.П. Витали была бронзовой и находилась в загородном имении “Сергиевка”.
На первом этаже направо от входа находилась женская половина дворца, а налево - мужская. Сохранилось не так много помещений первого этажа.
Будуар Зинаиды Богарне был создан архитектором Степановым. Стены были обтянуты шерстяной “рядью” с рюшем, а внизу облицованы дубовыми филенчатыми панелями. В комнате была разнообразная мебель, множество декоративных предметов и старинных картин.
На половине герцога были помещения, оформленные в разных стилях.
Дубовая гостиная сделана в русском стиле. В ней интересное оформление дверей. А мебель сохранилась на своем историческом месте.
Далее следуют Мавританская курительная. В ней сохранился потолок.
А дальше был парадный кабинет в стиле неоренессанса. Он отделан мореным дубом, кожаными обоями (чудом сохранились). Сейчас в кабинете практически не сохранилась мебель. Но на старых фотографиях можно увидеть красоту оформления интерьера. Было много различных картин, фарфоровых изделий, декоративных деталей.
Сохранился камин, который декорирован живописной вставкой кисти Степанова. В правой части зала была ниша для музыкального органа.
За старым диваном скрыта потайная дверь, которая ведет на лестницу. Она была создана по проекту Степанова. Перила и настенные панели украшены резьбой по мореному дубу. Завершается лестница световым потолком.
На третьем этаже (куда шла лестница) находились детские комнаты. Сохранилось оформление только одной комнаты. Остальные известны лишь по фотографиям.
В одном из помещений было сразу три разных отопительных прибора: печь (декорированная керамической плиткой), камин с живописными вставками и типовая печка.
Верхний вестибюль парадной лестницы украшен многочисленными львиными масками. Это должно было напоминать о том, что владельцы особняка принадлежали к императорской фамилии.
Главное помещение второго этажа - Большой музыкальный зал. Он был создан путем объединения нескольких комнат. Светлый зал расписан под желтый мрамор. В лепном декоре можно увидеть черты стиля Людовика XV. Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами.
Когда-то зал украшали полотна работы Гюбера Робера и шпалеры французской работы.
Из Музыкального зала двери ведут в парадную гостиную. Зал имитировал стиль Людовика XVI. В оформлении можно увидеть охотничьи мотивы.
Гостиная была освещена четырьмя одинаковыми люстрами. На месте зеркала раньше висел большой гобелен. Он был продан в начале XX века.
А в 1910 году на его месте установили зеркало, заключенное в золоченую раму. Заказ был выполнен на Императорском стекольном заводе. Но чтобы поместить зеркало, пришлось разобрать часть стены, занести его с набережной и потом восстановить стену.
Не все интерьеры второго этажа дошли до нашего времени.
Зеленая парадная столовая была перестроена в 1930-ые годы.
Гостиная, где ныне находится выставочный зал, утратила свой декор. Сейчас от него осталась только лепная розетка с античными и военными мотивами.
Чуть больше повезло Большому белому залу. При последних владельцах он использовался, как склад. Зал предназначался для проведения балов.
Белый цвет выгодно подчеркивал наряды гостей. Потолок был украшен крупными кессонами с лепными розетками. Ионические колонны и пилястры обрамляли зал по всему периметру. А стены украшали лепные панно.
В начале XX века особняк перешел к зятю герцога Лейхтенбергского - князю Л.М. Кочубею. А в 1916 году он был приобретен Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров.
Планировалась реконструкция здания, которое должно было опять превратиться из жилого в общественное. Но революция помешала планам, и именно благодаря этому интерьеры особняка сохранились.
После 1917 года помещения в здании на Английской набережной занимали разные организации. В 1938 году особняк передали Музею истории Ленинграда. Музей открылся в 1955 году.
Сейчас в здании музей истории.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: