Писатель Александр Лазаревич Полещук (1923 – 1979) известен несколькими своими фантастическими повестями, в числе которых: «Звёздный человек» (1957), «Великое делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы» (1959), «Ошибка инженера Алексеева» (1961), «Падает вверх» (1964), «Эффект бешеного Солнца» (1970). По годам выхода произведений видно, что Полещук активно занимался фантастическим творчеством в тот самый «золотой период» советской фантастики, который меня особенно интересует (примерно с середины пятидесятых до конца шестидесятых годов прошлого века).
В начале 1961 года в шестой книге альманаха «Мир приключений» была опубликована повесть Полещука «Ошибка инженера Алексеева», а в самом конце того же года в «Молодой гвардии» подписано в печать и отдельное книжное её издание под названием «Ошибка Алексея Алексеева», фактически вышедшее в свет уже в 1962 г.
Напоминаю, что Александр Полещук был вторым по счёту лауреатом премии московских школьников «Гриадный крокодил» за худшее фантастическое произведение года. Получил эту антипремию писатель именно за «Ошибку Алексея Алексеева». На днях я повесть перелистал и подумал: не зря ли обидели жестокие дети Александра Лазаревича? Старшеклассники из Клуба любителей фантастики при московском Доме детской книги во главе с писателем-фантастом и создателем Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрихом Альтовым (Альтшуллером) перед этим уже наградили «Гриадным крокодилом» Александра Колпакова за роман «Гриада» (1959). Странные какие-то дети, ведь «Гриаду» как раз в школьные годы чудесные и читать. Самое то!
Хотя… Колпакова «премировали» продвинутые старшеклассники, а я прочёл этот роман в начальной школе: мне было всего восемь лет (в школу пошёл с шести), когда я жадно поглощал приключения героев «Гриады» со страниц газеты «Пионерская правда». Собранную и сохранённую подшивку «Пионерской правды» за 1959 год с «Гриадой» мне презентовала соседская девочка-пятиклассница. Что касается качества злосчастного романа, то мы знаем, что нынче и не такое пишут и издают... Затравили с подачи бескомпромиссных пионеров несчастного Колпакова, не писал он больше романов, да и вообще сгинул без вести, исчезнув в 1995 году из поезда Ашхабад - Москва…
Подробно о появлении антипремии «Гриадный крокодил», про строгих школьников и несчастных фантастов (в том числе про Александра Колпакова и Александра Полещука) рассказал сам Генрих Альтшуллер во время своего выступления на семинаре в Челябинске в 1986 г. С этой грустной и поучительной историей можно ознакомиться здесь.
Но вернёмся к фантасту Полещуку, настроение которому юные блюстители фантастики в 1961 году сильно испортили, но работу в любимом жанре он не бросил. К повести «Ошибка Алексея Алексеева» действительно можно предъявить некоторые претензии: от слишком медленного развития действия до словесной избыточности в некоторых местах. Скорее всего, ребятишек смутила перегруженность текста научными, при этом не всегда внятными объяснениями. Как бы то ни было, главная, можно сказать, блестящая, придумка Полещука заслуживает одобрения и внимания (о ней в следующем абзаце). Но Полещуку ли принадлежит эта идея? Об этом я скажу чуть ниже.
Главный герой повести, Алексей Алексеев, занимающийся изучением свойств вакуума, а также происхождением и эволюцией звёзд, моделирует их рождение в изолированной полости космического пространства. Эксперимент приводит к тому, что в космической пустоте на высоте три земных радиуса возникает наногалактика («нано» - условно, на самом деле здесь нужен термин, обозначающий значительно более мелкий размер), время в которой течёт быстрее нашего в двадцать миллиардов раз. (Известно, что после Эйнштейна время больше не считается неизменным внешним параметром, оно - внутренний компонент физической системы, зависящий от гравитации и скорости). Но это ещё не всё. В созданном Алексеевым мире зарождается жизнь, а так как время там движется неизмеримо быстрее, то наногалактическая цивилизация обгоняет в развитии нашу на миллионы лет. И когда Алексеев, понятия не имеющий, что его фантастический опыт привёл к созданию наножизни (слишком уж отличаются размеры и скорости существования объектов земного и искусственно созданного миров), пытается остановить эксперимент – а это означает неминуемую гибель искусственной вселенной – обитатели наномира принимают защитные меры. Лаборатория Алексеева взрывается, тела Алексея и его сотрудников оказываются замурованными в глыбу полупрозрачного вещества, тёплого на ощупь, с температурой, близкой температуре человеческого тела. Стекловидная масса с телами людей внутри не поддаётся никаким внешним воздействиям…
Удивительные подробности эксперимента талантливого героя повести, связанные с наногалактикой, автор доводит до читателя в самом конце повести. Начинается же текст с загадочной катастрофы в лаборатории Алексеева, далее идёт постепенное, протяжённое, с лирическими и прочими отступлениями, иногда довольно скучное «разматывание» причин гибели учёных и восстановление сути их опытов.
Надо отметить, что литературными способностями фантаста Александра Полещука искренне восхищался знаменитый Аркадий Стругацкий. В марте 1959 г. в письме брату и соавтору Борису Стругацкому он сообщает: «..А ты бы поглядел, что выкручивает Полещук! Вот это настоящий талант. Он написал уже третий роман. Второй – блестящая полусказка «Повесть о Механикусе и Говорящей собаке» – это, брат, шедевр. Талантище!» А в апреле 1959 г. Аркадий Стругацкий в своем дневнике пишет: «Прочел «Ошибку Алексея Алексеева» Полещука – очень неплохо, я бы сказал – чудесно».
Безусловно, главная изюминка сюжета повести Полещука «Ошибка Алексея Алексеева» – рукотворная галактика! И вот здесь я должен, скрепя сердце, констатировать: всё то, что поражало читателей в связи с этой «придумкой», включая создание искусственной галактики, ускоренное течение времени в ней и даже трудности коммуникации с таинственными нанообитателями ещё в 1926 году очень доступно изложил в своём рассказе «Мир в стеклянном шаре» (цикл «Изобретения профессора Вагнера») известный советский фантаст Александр Беляев. Данный текст теперь обычно публикуется как составная часть рассказа «Гость из книжного шкафа» под названием «Творец мира». Прочитаете эту небольшую зарисовку Беляева – и вам будет незачем читать повесть Полещука. Выходит, не так уж и неправы были пионеры, вручившие писателю унизительного «Гриадного крокодила». Главная-то придумка, оказывается, принадлежит другому фантасту…
Беляевскую идею миниатюрного искусственного мира в изолированном пространстве использовал и наш современник, писатель Вячеслав Рыбаков. В финале его утопии «Гравилёт «Цесаревич» (1993) главный герой узнаёт о существовании альтернативной Солнечной системы внутри громадного клёпаного парового котла. Историю параллельного мира его жестокие создатели направляют в нужную им сторону, распыляя специальный химический препарат, повышающий агрессивность обитателей миниатюрного универсума…
Кое-что чрезвычайно близкое к рассматриваемой нами фантастической идее размещения огромного мира в малом объёме есть и в прекрасном рассказе Уолтера Тивиса-мл. (Уолера Тевиса) «Новые измерения» (1957), опубликованном в 1966 г. в пятом выпуске альманаха «НФ». Рекомендую всем любителям фантастики обязательно прочесть эту вещь. Я, кстати, уже писал о «Новых измерениях» в своём материале на Дзене: «Уолтер Тевис. Романы и фильмы». Непосредственная угроза существованию мира в этом рассказе тоже возникает. Над Землёй нависла раскалённая кочерга...
Надеюсь, мы ещё вернёмся к другим произведениям писателя Александра Полещука, там есть о чём поговорить...
© Владимир Ларионов
#Полещук #Колпаков #Беляев #СтругацкийАркадий #НФ #СоветскаяФантастика #ОтечественнаяФантастика
Подписывайтесь на мой Дзен! Для тех, кто хочет вспомнить старую советскую фантастику, рекомендую следующие свои материалы здесь, на Дзене:
Лётчик-фантаст Георгий Реймерс, автор книги «Северная корона»
Книги советского фантаста Григория Гребнева в моей библиотеке
"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Шесть спичек братьев Стругацких
Татьяна Гнедина. Последний день туготронов
Фантастическая повесть Наума Фогеля "Гипнотрон профессора Браилова"
"На оранжевой планете" Леонида Оношко
Ближний прицел фантаста Владимира Немцова