Много лет назад я удачно приобрёл в книжном магазине очередной, пятый по счёту, выпуск альманаха НФ издательства «Знание», который храню до сих пор. Если вы читали этот сборник, то обязательно должны помнить великолепный рассказ американца Уолтера Тивиса-младшего «Новые измерения» (1957), завершающий книжку. Я был навсегда покорён блестящим образцом фантастического остроумия, в котором мир гибнет от раскалённой докрасна исполинской кочерги, а потом цЕлую вечность искал, но не мог найти ещё хоть какое-нибудь произведение Тивиса. Как известно, в России, чтобы чего-нибудь дождаться, надо жить долго. И я дождался…
Теперь фамилию автора «Новых измерений» пишут через «е» (Тевис) и называют его классиком американской литературы. В 2018 году «Азбука» дуплетом выстрелила двумя романами Уолтера Тевиса: «Человек, упавший на Землю» (The Man Who Fell to Earth, 1963) и «Пересмешник» (Mockingbird , 1980). А в 2020-м издательство АСТ добавило к вышедшим в России книгам Уолтера Тевиса его роман «Ход королевы» (The Queen's Gambit, 1983) о гениальной юной шахматистке, успокаивающей себя психотропами и алкоголем. В произведениях Тевиса без алкоголя вообще редко кто обходится, автор в этом деле толк знал…
Про романы Уолтера Тевиса, вышедшие на данный момент в России, я ещё как-нибудь напишу, а пока вернёмся к его малой форме, к «Новым измерениям». Я обнаружил, что незадачливый изобретатель Фарнзуорт появляется у Тевиса ещё в одном рассказе под названием The Big Bounce («Большой отскок»). Нашёл я и текст этого рассказа, напечатанного в 1958 году в журнале Galaxy. А мой хороший знакомый Владимир Моисеев рассказ перевёл.
Кстати, сам Уолтер Тевис в одном из своих интервью говорил об этом рассказе с улыбкой:
"«Большой отскок»... Это было весело. Идею рассказа действительно придумал я, и она мне всё еще нравится. Её суть в непосредственном преобразовании тепловой энергии в электрическую или кинетическую. Идея, лежащая в основе истории, возникла в результате покупки моего первого кондиционера и осознания того, что мне нужно будет заплатить за эту систему и подключить к ней электричество, то есть, подвести энергию к системе, чтобы удалить энергию (тепло) из моей комнаты. Это казалось мне ужасным, и я хотел найти способ это обойти. В поисках способа использовать эту энергию или избавиться от нее, я изобрел резиновый шар из материала, который будет охлаждаться и получать ускорение при каждом новом отскоке. Позже Айзек Азимов сказал мне, что такое невозможно, что я нарушаю второй закон термодинамики, но ведь я находился в другом штате, где этот закон не действовал".
Романы Уолтера Тевиса стали основой нескольких полнометражных фильмов. В их числе: «Бильярдист» (1961) Роберта Россена с Полом Ньюменом по дебютному роману Тевиса The Hustler (1959), и его сиквел под названием «Цвет денег» (1986) с Полом Ньюменом и Томом Крузом, воплощённое на экране Мартином Скорсезе, по книге The Color of Money (1984), а также фантастическая лента «Человек, который упал на Землю» (1976) режиссёра Николаса Роуга по одноименному роману с рок-звездой Дэвидом Боуи в главной роли. Права на экранизацию книги «Ход королевы» о судьбе юной шахматистки приобрёла студия Netflix и выпустила в 2020 году отличный минисериал с Аней Тейлор-Джой («Ведьма», «М орган», «Сплит», «Чистокровные», «Эмма) в главной роли.
Кстати, экранизацию романа «Человек, упавший на Землю» я первый раз видел лет тридцать назад и посчитал тогда неимоверно занудной и даже неприятной. А когда прочёл литературную основу фильма, то посмотрел фильм ещё раз – и он зашёл в меня значительно лучше, поскольку получил глубину, которой недоставало моему восприятию без знания первоисточника. Добавилось и объяснение ряда непонятных моментов, оставшееся у Роуга за кадром. Некоторые нюансы заиграли новыми красками: например, я понял для чего на экране в руках одного из героев появляется репродукция картины Питера Брейгеля «Падение Икара» (нынче специалисты говорят, что это работа не Брейгеля, а неизвестно кого, но в данном случае авторство полотна несущественно, важен его сюжет). О романе я ещё напишу подробнее.
В фильме по-другому расставлены акценты в характерах персонажей, добавлено эротики, а главного героя, инопланетянина Томаса Джерома Ньютона, в финале мы оставляем не пьяным и слепым, как в книжке, а просто пьяным...
© Владимир Ларионов
#Тевис #материалы ВЛ #кинофантастика
Об Уолтере Тевисе и его творчестве в моём Дзене:
Уолтер Тевис. Человек, упавший на Землю, или История развития алкогольной зависимости автора