Найти в Дзене
Светлана Горячева

Картина с пионами поэтапно

Горячева Светлана, "Пионовый букет", 40х50, холст, масло, 2022 год.
Горячева Светлана, "Пионовый букет", 40х50, холст, масло, 2022 год.

Покажу шаг за шагом, как была написана картина с букетом розовых пионов. Разумеется, это не точный рецепт для получения похожего результата, а только возможность увидеть процесс выполнения цветочного натюрморта в технике многослойной масляной живописи.

Надеюсь, такая "раскладушка" окажется полезной и интересной для тех, кто учится писать маслом и для тех, кто просто любит и старается понять искусство живописи.

1. Лёгкий набросок композиции кистью. Не стоит ограничивать себя чётким рисунком - более точные очертания появятся позже.
1. Лёгкий набросок композиции кистью. Не стоит ограничивать себя чётким рисунком - более точные очертания появятся позже.
2. Первый слой краски - подмалёвок - создаёт как бы подложку под основной слой живописи. Подмалёвок выполняется жидкой разбавленной краской, тонко и по возможности без добавления белил. На этом этапе для передачи светлых цветовых пятен лучше вместо добавления белил использовать просвечивание холста через прозрачную краску - подобно тому, как это делается в акварели.
2. Первый слой краски - подмалёвок - создаёт как бы подложку под основной слой живописи. Подмалёвок выполняется жидкой разбавленной краской, тонко и по возможности без добавления белил. На этом этапе для передачи светлых цветовых пятен лучше вместо добавления белил использовать просвечивание холста через прозрачную краску - подобно тому, как это делается в акварели.
3. Пабота ведётся от общего к частному, без подробностей и деталей. Главная задача - найти большие тоновые и цветовые отношения, наметить освещённые и теневые части объёмов.
3. Пабота ведётся от общего к частному, без подробностей и деталей. Главная задача - найти большие тоновые и цветовые отношения, наметить освещённые и теневые части объёмов.
4. После того, как подмалёвок немного подсохнет, начинаем прописывать букет более подробно. Многослойная живопись нуждается в межслойной обработке - для обработки участка , поверх которого планируем писать следующим слоем, используем ретушный лак.
4. После того, как подмалёвок немного подсохнет, начинаем прописывать букет более подробно. Многослойная живопись нуждается в межслойной обработке - для обработки участка , поверх которого планируем писать следующим слоем, используем ретушный лак.
5. По свежему ретушному лаку хорошо скользит краска, что позволяет получать тонкие, пластичные и послушные мазки. Лепестки пионов пишем как бы снаружи вовнутрь цветка. Звонко акцентируем краешек лепестка и списываем, растворяем его границы, уводя в глубину.
5. По свежему ретушному лаку хорошо скользит краска, что позволяет получать тонкие, пластичные и послушные мазки. Лепестки пионов пишем как бы снаружи вовнутрь цветка. Звонко акцентируем краешек лепестка и списываем, растворяем его границы, уводя в глубину.
6. Не стоит писать все детали одинаково отчётливо - в работе будет больше жизни и правды, если смазать и обобщить некоторые детали - как правило, это относится к теневым поверхностям.
6. Не стоит писать все детали одинаково отчётливо - в работе будет больше жизни и правды, если смазать и обобщить некоторые детали - как правило, это относится к теневым поверхностям.
7. Не стоит писать розовые цветы только розовыми оттенками - в них всегда следует постараться найти противоположный по спектру цвет. По контрасту с ярким розовым цветом на освещённых лепестках появляются зеленоватые оттенки на тех участках, где насыщенность розового гаснет - в тенях, на белёсых краях лепестков.
7. Не стоит писать розовые цветы только розовыми оттенками - в них всегда следует постараться найти противоположный по спектру цвет. По контрасту с ярким розовым цветом на освещённых лепестках появляются зеленоватые оттенки на тех участках, где насыщенность розового гаснет - в тенях, на белёсых краях лепестков.
8. На нейтральном коричневато-сером фоне также появляется холодное зеленоватое мерцание.
8. На нейтральном коричневато-сером фоне также появляется холодное зеленоватое мерцание.
9. Центральные пионы ближе к зрителю, контрасты на них стоит сделать ярче.
9. Центральные пионы ближе к зрителю, контрасты на них стоит сделать ярче.
10. Цветы справа и слева мягче соединяются с фоном, как бы погружаются в пространственную среду.
10. Цветы справа и слева мягче соединяются с фоном, как бы погружаются в пространственную среду.
11. По возможности не записываем целиком первый слой краски - чередование тонких прозрачно положенных слоёв краски с более сочными и пастозными делают живописную фактуру работы богаче и лучше передаёт глубину пространственной среды.
11. По возможности не записываем целиком первый слой краски - чередование тонких прозрачно положенных слоёв краски с более сочными и пастозными делают живописную фактуру работы богаче и лучше передаёт глубину пространственной среды.
12. Намечаем "сияние" с освещённой стороны букета - это сделает работу воздушнее.
12. Намечаем "сияние" с освещённой стороны букета - это сделает работу воздушнее.
13. Кладём на стол последний пион. Он находится дальше от зрителя, чем белый цветок чуть выше - поэтому мягко списываем, растворяем его верхний край, чтобы он не спорил с соседом. Кружевную скатерть также растворяем там, где она уходит за вазу с букетом. Листья на переднем плане , напротив, подчёркиваем тенями достаточно жёстко - так они лучше выйдут вперёд.
13. Кладём на стол последний пион. Он находится дальше от зрителя, чем белый цветок чуть выше - поэтому мягко списываем, растворяем его верхний край, чтобы он не спорил с соседом. Кружевную скатерть также растворяем там, где она уходит за вазу с букетом. Листья на переднем плане , напротив, подчёркиваем тенями достаточно жёстко - так они лучше выйдут вперёд.
14. После того, как подсохнет основной живописный слой - снова проходим поверхность картины ретушным лаком и наводим последние штрихи - добавляем детали и светлые акценты, усиливаем живописную связность работы, добавляя цветного мерцания фону. Теперь можно поставить подпись)
14. После того, как подсохнет основной живописный слой - снова проходим поверхность картины ретушным лаком и наводим последние штрихи - добавляем детали и светлые акценты, усиливаем живописную связность работы, добавляя цветного мерцания фону. Теперь можно поставить подпись)

Ещё про то, как писать пионы можно посмотреть тут: