Найти тему

Эффект Пигмалиона

Наверняка каждому из нас приходилось сталкиваться хотя бы единожды в жизни с эффектом Пигмалиона. По другому это явление называется "феномен оправдывающихся ожиданий".

Название этого психологического феномена произошло от имени древнегреческого скульптора. Пигмалион изваял прекраснейшую статую и уверовал не только в ее внешнюю красоту, но и в то, что она обладает тонкими душевными качествами. Влюбившись в свое произведение без памяти, несчастный скульптор стал умолять богов ее оживить.

Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея

Американский психолог Розенталь изучил этот феномен около тридцати лет назад. Он назвал эффектом Пигмалиона явление, при котором человек, твердо уверовавший в достоверность какого либо несуществующего факта ведет себя таким образом, что это факт неминуемо получает реальное подтверждение.

Розенталь поставил эксперимент на сотне школьников, уровень успеваемости которых был ниже среднего. Проведя у этой группой тест на выявление умственных способностей, психолог сообщил ученикам, что уровень их интеллекта оказался очень высок (слукавив, конечно-же).

И вот что оказалось удивительным: эти учащиеся в самые короткие сроки сумели добиться поразительных успехов в учебе, уверовав свои неординарные умственные способности.

Кроме того, этот же эксперимент "выстрелил" и в противоположную сторону. Учителям, которые до этого работали с данной группой школьников и имели представление об их посредственных умственных способностях, Розенталь сказал, что у детей обнаружен огромный потенциал и скорее всего очень скоро они добьются больших успехов в учебе.

Слова психолога повлияли на оценку преподавателями работ учащихся, которые принимали участие в эксперименте. Наверняка не трудно догадаться, что средний балл за их работы заметно повысился, а учителя отмечали резко подросший практически по всем предметам уровень знаний у этих детей.

Вот бы и в наших школах почаще проводили такие тесты! Наверняка количество одаренных и талантливых учеников увеличилось в разы, а наши дети ходили бы в школу с гораздо бОльшим удовольствием.