Продолжаю делиться полезной информацией с курсов повышения квалификации для экспертов ОГЭ по русскому языку. Сегодня начинаю разговор об оценивании грамотности.
Курсы повышения квалификации ФИПИ по обучению экспертов ОГЭ закончились, но я продолжаю публиковать полезную информацию оттуда.
Об оценивании грамотности рассказать в одной статье невозможно, так что будет серия таких публикаций.
- Грамотность оценивается по критериям ГК1 - ГК4 за изложение и сочинение вместе.
- При оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Суммарный объем работ должен составлять 140 и более слов.
- Важный момент: количество слов в сочинении НЕ учитывается при оценивании сочинения по критериям К1 - К4. Даже если ученик написал три строчки, все равно надо проверять и оценивать содержание. Но для оценки грамотности количество слов имеет большое значение.
- Если суммарный объем сочинения и изложения составляют 70 - 139 слов, то по критериям ГК1 - ГК4 ставится не более 1 балла за каждый критерий, а именно:
- ГК1 - 1 балл, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК2 - 1 балл, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- ГК3 - 1 балл, если грамматических ошибок нет;
- ГК4 - 1 балл, если речевых ошибок нет.
5. Новшество: раньше количество слов не влияло на баллы за фактическую точность, теперь же по ФК1 выставляется не более 1 балла, если в обеих работах менее 140 слов.
6. Если в изложении и сочинении суммарно менее 70 слов, то экзаменуемый получает 0 баллов за грамотность и фактическую точность.
7. Если ученик выполнил только 1 вид работы (сочинение или изложение), то оценивание грамотности производится в зависимости от количества слов в работе.
8. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается 0 баллов только по критериям К1 - К4, а за грамотность и фактическую точность выставляются баллы.
9. На баллы за грамотность не должны влиять следующие виды ошибок:
- негрубые ошибки (это новшество, раньше учитывались все ошибки);
- нарушение правил, не включенных в школьную программу или обусловленных явлениями языковой неоднозначности;
- выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксических конструкций, предусмотренные правилами и словарями;
- графические ошибки;
- написания, для которых менялись орфографические рекомендации (например, интернет и Интернет, первая мировая и Первая мировая);
- написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые внесены изменения;
- варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений.
В следующей публикации я расскажу о том, какие ошибки считаются негрубыми, а также о графических, однотипных и повторяющихся ошибках.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.