Найти тему
Живописные истории

Истоки средневековой тосканской живописи. Часть 4. Художники первого поколения после Джотто

Предыдущая часть:

В Падуе Джотто работал с несколькими учениками – на его фресках в Ассизи явно видна рука других художников.

Одним из наиболее выдающихся его учеников был Бернардо Дадди (ок. 1280–1348), чей глубокий “джоттизм” проявлялся в ориентации на изобразительную ценность его работ.

Бернардо Дадди "Мадонна, Святые Фома Аквинский и апостол Павел"
Бернардо Дадди "Мадонна, Святые Фома Аквинский и апостол Павел"

Но самым любимым учеником, похоже, был Таддео Гадди (ок. 1290–1366).

Таддео был членом мастерской Джотто с 1313 по 1337 год и, по словам историка искусств Джорджо Вазари, считался самым талантливым учеником Джотто.

Часто трудно определить, принадлежит то или иное произведение самому Джотто или же его коллеге Гадди.

У Таддео учились его собственные дети — Аньоло, Джованни и Никола, которые несколько лет продолжали дело отца в его мастерской.

Семья Гадди не была, в отличие от Джотто, столь же популярной: отец Таддео был живописцем и мастером мозаики, а из рода Гадди происходили скорее известные торговцы, политики и даже кардиналы.

Таддео Гадди "Святой Юлиан"
Таддео Гадди "Святой Юлиан"

За поколением, возглавляемым Таддео Гадди, последовали Андреа ди Бонайути (активный 1343-1377) и последние художники 14 века, работавшие над Кампо-Санто-Монументале в Пизе.

Андреа ди Бонайути "Триумф церкви"
Андреа ди Бонайути "Триумф церкви"

Монастырь, предназначенный для кладбища в Пизе, включал в себя широкую галерею готических арок, в которой были собраны саркофаги и древние мраморные статуи.

Стены не имевшие окон, которые бы нарушали структуру стены, прекрасно подходили для украшения их большими фресками.

Оформление продолжалось более столетия: начатое учениками Джотто, расписавшими восточную стену, оно было закончено в XV веке флорентийцем Беноццо Гоццоли (ок. 1421-1497) и его учениками.

Фото взято из Википедии
Фото взято из Википедии

Вазари приписывал Андреа ди Чионе (ок. 1308-1368) по прозвищу Орканья группу картин о Торжестве смерти и Страшном суде, расположенных на Пизанском кладбище, которые сегодня обычно числятся за пизанским художником по имени Франческо Траини, работавшему в Пизе с 1323 года.

-5

С одной стороны, группа жизнерадостных дам и красивых джентльменов в поют о легкой чувственной жизни; а с другой стороны, верховая езда, также с участием леди и джентльменов, пересекающих лес, внезапно прерываемая тремя гробами с уже разлагающимися трупами, которые напоминают им о торжестве смерти.

-6

Лошади угрожающе останавливают свой марш, вступая на территорию смерти.

Собаки беспокойно нюхают воздух.

Ужас безмолвно пронизывает все вокруг холодом, который делает страх видимым.

-7

Ко второй половине XIV века относится великое произведение флорентийского художника Андреа ди Бонайути.

Она состоит из монументального ансамбля фресок, украшающих стены и потолок “испанской часовни” в базилике Санта-Мария-Новелла.

Эта часовня раньше была местом встреч (а также местом захоронения) испанцев, занимавшихся торговлей шерстью во Флоренции в 16 веке.

Андреа ди Бонайути "Путь на Голгофу", деталь
Андреа ди Бонайути "Путь на Голгофу", деталь

Это очень большая квадратная комната, в дальней части которой находится изображение Голгофы, фреска с великолепным изображением движения.

Андреа ди Бонайути "Триумф Церкви"
Андреа ди Бонайути "Триумф Церкви"

На одной стороне изображен Триумф Церкви, защищаемый стаей черно-белых собак, представляющих собой доминиканских монахов, в то время как овцы покоящиеся у ног своих пастухов, представляют церковную иерархию.

На другой – фреска под "Апофеоз св. Фомы", где внизу представлена композиция из девяти фигур олицетворяющих Свободных Искусства и девять патриархов и философов, которые соответствуют каждой из них. Так, например, Цицерон стоит у истоков риторики; Тубал-Каин – у истоков музыки; Святой Августин – у истоков догматической теологии; Юстиниан – у истоков юриспруденции; Пифагор – у истоков арифметики и т.д.

Эта фреска была выполнена примерно в 1365-1367 годах, и благодаря её аллегорическому смыслу и глубокому теологическому и гуманистическому значению ее можно считать органичным обобщением всей христианской культуры Треченто.

-10

Художественный репертуар живописи расширился благодаря этим гуманистическим концепциям флорентийских художников конца XIV века, которые, однако, всегда оставались верны принципам композиции, установленным Джотто.

Продолжение: