Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в Ватикане по заказу самого папы Льва X, – и простолюдинку, дочь булочника?
Мы можем только теряться в догадках, но её имя – Форнарина – ныне не менее известно, чем имя самого Рафаэля Санти, а история жизни овеяна множеством легенд, слухов, домыслов и предположений.
Маргерита Лути (Margherita Luti) – таково настоящее имя юной девушки, чей отец Франческо Лути был пекарем (итал. fornaio), откуда и пошло прозвище «Форнарина».
Считается, что Рафаэль встретил Маргериту в 1514 году, работая в Риме над росписью виллы Фарнезина, принадлежавшей банкиру и покровителю искусств Агостино Киджи. Загородный дом располагался на берегу Тибра в районе Трастевере, где, по некоторым данным, на Via Santa Dorotea жил булочник Франческо Лути со своей дочерью.
Художник искал модель для фрески «Амур и Психея», когда случайно увидел прелестную девушку, поразившую его воображение. Как всякий гений, Рафаэль Санти был впечатлителен и легко увлекался, да и мог ли быть равнодушен к красоте тот, кто её создавал? «Красивых женщин так же мало, как и хороших судей», – пишет он в 1515 году своему другу, поэту и прозаику Бальдассаре Кастильоне.
«Написал он портреты Беатриче Феррарской и других женщин, в том числе своей возлюбленной. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда готов был им служить, почему и друзья его (быть может больше, чем следовало) ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам»,
– так свидетельствовал Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti). Однако не стоит безоговорочно доверять его суждению, поскольку Вазари родился в 1511 году – за 9 лет до смерти Рафаэля, – и не мог опираться на известные ему самому события.
Кроме того, автор неоднократно подвергался критике за то, что чаще обращался не к архивным документам, а расспросам обывателей, сплетням и досужим домыслам, вносил в повествования элементы беллетристики и субъективное отношение, приукрашивая факты, или, наоборот, унижая тех, кого не любил.
Предание гласит, что, влюбившись в Маргериту и мечтая сделать её своей натурщицей и возлюбленной, Рафаэль выкупил дочь у предприимчивого, не обременённого нормами морали отца за 3000 золотых и снял для неё виллу (по некоторым утверждениям, на Via di Porta Settimiana).
Так началась история всепоглощающей страсти, которая стала для гения любовью всей его жизни.
По мнению искусствоведов и историков искусства эпохи Возрождения, существует два бесспорных изображения возлюбленной Рафаэля: «Портрет молодой женщины, или Форнарина», и «Дама с вуалью, или Донна Велата» (Ritratto di donna или La Velata – «женщина под покрывалом»).
Прослеживается очевидное сходство в лицах моделей, а кроме того, обращает на себя внимание рука, прикрывающая грудь одинаковым жестом. Но существует ещё ряд любопытных деталей, приоткрывающих завесу тайны над отношениями Гения и его Музы.
Считалось, что это была внебрачная связь: слишком отличалось общественное положение именитого художника и безвестной натурщицы.
Но обратите внимание на одинаковое украшение с большой жемчужиной в волосах на первом и втором портрете – такие драгоценности, как и покрывала на голове, носили только замужние римлянки.
На предплечье Форнарины хорошо виден браслет с надписью RAPHAEL URBINAS – Рафаэль Урбинский, – недвусмысленный намёк, кому принадлежит эта женщина душой и телом. А во время чистки и реставрации картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо на безымянном пальце левой руки.
Значит, Рафаэль Санти и Маргерита Лути были обвенчаны? Тогда почему не осталось ни одного документального свидетельства заключения брака?
Дело в том, что по настоянию могущественного кардинала Бернардо Довици Биббиена в 1514 году состоялась помолвка между Рафаэлем Санти и племянницей кардинала Марией. Однако год за годом свадьба по тем или иным причинам откладывалось Рафаэлем, пока наречённая невеста не скончалась.
По-видимому, открыто отказать такому влиятельному человеку художник не осмелился, надеясь, что со временем ситуация разрешится сама собой.
А известие о тайном браке с простушкой Маргеритой спровоцировало бы грандиозный скандал и подорвало репутацию Рафаэля, лишив его покровительства Папы и заказов Ватикана.
Мягкий по натуре, не будучи в силах сопротивляться своей неодолимой любви к Форнарине, Рафаэль мучился чувством вины и раскаяния. Согласно его завещанию, на могильном камне несчастной Марии Биббиена выгравирована надпись, которая гласит: «Мы, Бальдассаре Турини да Пеша и Джанбаттиста Бранкони-далл'Аквила, душеприказчики и исполнители последней воли Рафаэля, поставили этот памятник его обручённой жене Марии, дочери Антонио да Биббиена, которую смерть лишила счастливого супружества».
Увы, повествуя о Рафаэле и Форнарине, мы не можем нарисовать идиллическую картину идеальной любви: девушка не отличалась постоянством и верностью возлюбленному, хотя оставалась его музой и натурщицей до самого конца. Одним из её любовников стал Агостино Киджи – владелец виллы Фарнезина, стены которой расписывал фресками художник; не обошла своими ласками ветреная Маргерита и его учеников.
Это для других он был признанным талантом, увенчанным славой, а для кокетливой Форнарины – всего лишь мужчиной, который от неё без ума. Может быть, так судьба посмеялась над Рафаэлем Санти: сколько сердец он разбил, покоряя женщин и тут же забывая о них! Для каждой он остался незабвенным, кроме той, которую любил до конца своих дней.
Рафаэль Санти скончался в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Цитируем всё того же безжалостного в своих суждениях Джорджо Вазари:
«И вот однажды после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что ослабило его до полной потери сил. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование…»
Однако современные исследователи полагают, что биограф ошибался: вероятно, именно респираторное заболевание и изнурительная лихорадка стали причиной фатального исхода – вернее, врачебная ошибка. Доктора, присланные Папой, неверно поставили диагноз и пытались снять жар очень распространённым в Средние века средством – кровопусканием, что ухудшило состояние Рафаэля.
Источники свидетельствуют, что папский посланник, прибывший к ложу больного, приказал, чтобы рыдающую Маргериту удалили из комнаты, так как не считал возможным передавать напутствие верховного правителя Святого Престола в присутствии распутной женщины.
Далее сведения о судьбе Форнарины расходятся. Согласно одним, получив после кончины Рафаэля немалое состояние, она продолжала вести разгульную жизнь и стала одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Читайте также:👑
Другие исследователи, в частности, историк Антонио Валери и русский писатель, искусствовед Павел Павлович Муратов уверены, что Форнарина ушла в монастырь, где и находилась до конца жизни. Антонио Валери в 1897 году обнаружил в рукописях одной из римских монастырских обителей документ, датированный 18 августа 1520 года, где рукой новой послушницы внесена запись: «Маргерита Лути, вдова Рафаэля».
Столетия спустя художники вдохновлялись историей бессмертной любви. Образ Форнарины с одноимённого портрета использовал в своих полотнах Жан Огюст Доменик Энгр, а Пабло Пикассо создал серию рисунков, изображающую любовные забавы творца и его модели, за которыми подглядывают Папа Римский и Микеланджело.
Рафаэль Санти похоронен в римском Пантеоне. Эпитафия на его гробнице, сочинённая кардиналом Пьетро Бембо, гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» (Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть).
Дата смерти и место упокоения женщины, которую он любил до последнего вздоха, никому не известны.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся на канале!