«Стояли небывалые морозы. Птицы выпадали замёрзшие из гнёзд. Холод разрывал стволы деревьев. С рассветом на вершинах гор и в долине выпал снег красноватого оттенка. А в замке разрешилась от бремени Гидда, супруга хозяина замка Балленштедт. Старая няня считала, что снег цвета лепестков роз принесёт ребёнку красоту и любовь», – поэтично повествуют средневековые хроники.
Ута Балленштедтская (Uta von Ballenstedt) родилась в первый день января 1000 года в живописном горном районе Харц (Гарц) герцогства Саксония, входившего в те времена в состав Священной Римской империи. Её отцом был Адальберт, маркграф Баленштедта, а матерью – Гидда, дочь Одо I Лужицкого, маркграфа Восточной Саксонской марки.
Впервые я увидела её изваяние много лет назад на иллюстрации к каталогу по истории искусства зарубежных стран, и образ мечтательной юной женщины, стоящей рядом со своим владетельным супругом и зябко кутающей нежное лицо в воротник плаща, прочно врезался в память.
Ута из Наумбурга. Я пыталась представить, какой она была – прелестная маркграфиня, жившая в Саксонии в XI веке. До нас дошло единственное её скульптурное изображение, но оно стало воплощением канонов красоты в средневековом искусстве.
Девочка из знатного рода воспитывалась в одном из женских монастырей и получила блестящее по тем меркам образование. В Средние века монастыри имели статус не только религиозных общин, но играли роль академий или университетов, являлись хранилищами бесценного собрания книг, в них велись летописи, создавались научные трактаты.
Ута была разносторонне развита: прекрасно разбиралась в истории, знала целебные свойства лекарственных трав и умела их собирать, любила музыку и сама играла на органе, много читала.
При этом девушка воспитывалась в традициях почитания будущего супруга и семейных ценностей.
В это время доблестный и бесстрашный воин Эккехард II – сын Эккехарда I, маркграфа Мейсена, одного из влиятельнейших дворян Германии, претендовавшего на трон императора Священной Римской империи, и его жены Сванехильды Биллунг – совершал ратные подвиги в борьбе за влияние.
Мы не знаем, когда и как произошла встреча Эккехарда и Уты – знаем только, что в этот момент он был уже зрелым мужем, искушённым в политике и стойко противостоящим ударам судьбы, а хрупкая утончённая Ута была ещё совсем юна.
Воображение невольно рисует то трепетное выражение, с которым статный, мужественный, отважный Эккехард смотрел на прекрасную Уту – воплощение чистоты, изящества и внутреннего достоинства.
Однако бесстрастная история свидетельствует лишь, что этот брак был заключён по политическим мотивам, имея целью породнить два влиятельнейших германских рода.
Так или иначе, результатом стало заключение союза между «вернейшим из верных», как характеризовал Эккехарда император Генрих III, и божественно прекрасной дочерью Саксонии, словно излучавшей мягкую женственность, тихий свет и душевную силу.
После смерти своего брата Германа I Эккехард стал единоличным правителем Мейсена, кроме того, имел титул графа Хутици и маркграфа Саксонской Восточной марки. Он проводил дни в военных сражениях, был преданным сторонником императоров Конрада II и Генриха III и снискал добрую славу благоразумием, бесстрашием и справедливым управлением делами своих вотчин.
Увы, брак Эккехарда и Уты оказался бездетным, и с его смертью в 1046 году пресекся род Эккехардинеров.
После смерти супруга 46-летняя Ута ушла в монастырь аббатства Гернроде, настоятельницей которого была её сестра Хацеха.
Маркграфиня отказалась от наследства мужа, и оно частично перешло во владение аббатства, а частично – к императрице Священной Римской империи и супруге императора Генриха III Агнесе де Пуатье.
Точная дата кончины прекрасной Уты доподлинно неизвестна, установлено лишь, что она скончалась 23 октября – возможно, 1046 года, вскоре после того, как приняла монашество.
Ещё при жизни Германа братья построили в Наумбурге церковь, куда перенесли останки своего отца Эккехарда I, убитого графом Зигфридом в 1002 году.
Спустя два столетия на месте церкви был основан Наумбургский собор святых апостолов Петра и Павла, а благодарные жители увековечили память 12 донаторов и основателей города, установив в храме скульптурные изображения из раскрашенного песчаника.
…Века поглотили отзвуки имени того, чьи руки изваяли удивительные скульптуры, полные жизни, с выразительными лицами, отражающими характер и настроение – настолько реалистичные, что невозможно найти аналоги в искусстве средневековой Европы. Мы называем его просто: Мастер из Наумбурга.
Он появился в городе в середине XIII века и приступил к работе над скульптурами западного хора.
Так на втором ярусе на высоте трёх метров полукругом встали рядом Герман I Эккехардинер и его супруга Реглинда Польская, Эккехард II и прекрасная маркграфиня Ута, а вокруг них – рыцари и знатные дамы.
Уникальная портретная галерея, не имеющая себе равных, примечательна ещё и тем, что на момент работы над ней никого из знатных вельмож и дам уже два века не было в живых, и Наумбургский мастер, конечно, не мог знать, как они выглядели. Но талант скульптора словно вдохнул в них жизнь, и, глядя в эти лица – гордые и улыбающиеся, властные и одухотворённые – мы не сомневаемся, что именно такими они были, и другими просто не могли быть.
Семь столетий фигуры донаторов безмолвно возвышались на хорах готического собора, пока в 1924 году уроженец Наумбурга Вальтер Хеге (Walter Hege) не сделал серию фотографий храмовых скульптур. На выставке 1937 года портрет Уты Баленштедтской произвёл настоящий фурор.
Как написал Клаус Вагенбах в Die Zeit, «она излучала чистоту, холодность и силу, и это вызывало чувство её сверхчеловеческой неприступности».
Немецкие газетные издания пестрели эпитетами один экспрессивнее другого: «спокойный и величественный облик, полностью сосредоточенный в себе», «воплощение гордости и достоинства».
Так мир узнал о несравненной Уте из Наумбурга, и с тех пор не перестаёт восхищаться пленительным образом, соединяющим в себе трепетность и стойкость, грацию и совершенство.
Столетия проносятся над шпилями собора, словно облака уплывая в бесконечность, а рядом со своим супругом, опирающимся на меч и взирающим на реальность бесстрашным и решительным взором храброго воина, стоит кроткая Ута.
Читайте также:💘
Её взгляд исполнен нежности и силы, она словно погружена в себя и стремится проникнуть мыслью сквозь время, зябко прикрывая лилейную щёку воротом плаща вечным жестом чарующей женственности…