Жизнь молодой графини Шуваловой с детства была похожа на сказку. Урождённая княжна Белосельская-Белозерская по отцовской линии, через прабабку Екатерину Ивановну Козицкую, состояла в прямом родстве с богатейшим купцом, владельцем заводов на Урале Иваном Семёновичем Мясниковым. Матерью её была признанная светская красавица и видная придворная дама Елена Павловна Бибикова.
Маленькая Оля росла в изысканной роскоши. В родительском доме в Петербурге на Фонтанке её мать – фрейлина, статс-дама императрицы Марии Фёдоровны – давала пышные балы, быть приглашёнными на которые считалось высокой честью. Однако не всё было так безоблачно за лощёным безупречным фасадом семейной жизни великосветской пары. Как безжалостно свидетельствовали современники, «княгиня Белосельская презирала бедного Эспера», а известный остряк великий князь Михаил Павлович, внук Екатерины Великой, говаривал со смехом, что у бедного обманутого мужа «голова как вытертая енотовая шуба».
Однако Эспер Александрович «сохранял лицо», безропотно снося неверность блистательной супруги, и никогда не выказывал сомнений в отцовстве кого-либо из шести детей. Он умер 43 лет от роду, заразившись тифом во время ревизии лазаретов Николаевской железной дороги. Елена Павловна недолго оставалась безутешной и немногим более чем через год вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея, камергера, археолога и нумизмата. Оле в тот год исполнилось 9 лет. Через три года княгиня Кочубей овдовела: Василий Викторович, пренебрегая кашлем, который душил его на протяжении 8 месяцев, нажил чахотку, которая его доконала, несмотря на усилия врачей.
Тем временем Ольга достигла шестнадцати лет и была представлена ко двору. Девушка расцвела, став настоящей красавицей, и, начав выезжать в свет, быстро сделала блестящую партию.
По описаниям, молодая Белосельская-Белозерская была «очень красива, небольшого роста в мать, волосы имела каштановые, а глаза карие». Кроме того, прелестная княжна была завидной невестой: её называли «наследницей мясниковских миллионов».
Избранником Ольги Эсперовны стал граф Павел Андреевич Шувалов, принадлежавший к знаменитому русскому дворянскому и графскому роду.
Интересно, что мать молодого графа Фекла (Текла) Игнатьевна Шувалова, в девичестве Валентинович, до брака с его отцом была последней любовью и супругой красавца Платона Зубова, фаворита Екатерины Второй. Правда, когда он встретил «польскую волшебницу», ему было 54, а ей – 19. Однако князь Зубов, отличавшийся исключительным непостоянством в любви, менявший юных чаровниц как перчатки, в случае с дочерью виленского шляхтича встретил решительный отпор и яростное негодование в ответ на предложение громадного содержания за обладание девушкой. Такое сопротивление было ему внове, и он предложил руку и сердце гордой полячке.
Обладая громадным состоянием, Платон Зубов с годами стал невероятно скуп, почти ничего не тратил, одевался плохо. Молодая жена овдовела через год: бывший екатерининский фаворит не дожил до рождения дочери трёх месяцев. Малышка умерла в младенчестве, а вдова получила в наследство 20 миллионов, россыпь бриллиантов чистейшей воды и укатила в Вену, где блистала в свете, пока не вышла замуж за графа Андрея Петровича Шувалова.
Свадьба княжны Ольги Белосельской-Белозерской и графа Павла Шувалова состоялась в Петербурге в присутствии всего двора. Фрейлина Анна Фёдоровна Тютчева, дочь русского поэта, писала: «Молодой граф Шувалов в прошлое воскресенье обвенчался с княжной Белосельской, очень юной, очень красивой и очень богатой».
Павел Андреевич окончил пажеский корпус и был зачислен в лейб-гвардии Конный полк, участвовал в Крымской кампании, проявил воинскую доблесть при обороне Севастополя и в сражении с англо-французами при Инкермане. В высшем обществе прослыл человеком светским, имел репутацию «хитрого поляка» (намёк на происхождение по материнской линии). В 1859 году граф Шувалов получил назначение от Военного министерства состоять военным агентом, где зарекомендовал себя как искусный дипломат и получил звание полковника.
Ольга Эсперовна, в 21 год уже мать троих детей, один из которых умер в младенческом возрасте, последовала за мужем, имела светский успех при дворе Наполеона III и входила в ближайшее окружение императрицы Евгении.
Салонный портретист Франц Ксавер Винтерхальтер в ту пору переживал пик расцвета и популярности. Он слыл в Париже модным художником ещё при короле Луи-Филиппе, но и после его свержения и вступления на престол Наполеона III оставался в фаворе при дворе Второй империи и был главным портретистом императорской фамилии, а императрица Евгения, славившаяся своей красотой, стала его любимой моделью.
Знаменитый портрет графини Шуваловой, вошедший в сокровищницу мировой живописи, датирован 1858 годом. Ольге 20 лет. Очертания тонкого профиля, мягкий свет карих мечтательных глаз, лоск тёмных волос и нежный румянец юной графини невольно завораживают. В маленьком ухе перламутрово мерцает каплевидная жемчужная серёжка, и кажется, будто блик света, отражаясь от её переливчатой поверхности, оттеняет еле заметный пушок на лилейной коже.
Хрупкая фигурка утопает в пышных складках батистового платья, украшенного лиловыми лентами, а руки едва видны в волнах тонких кружев. Молодая женщина похожа на зефирное пирожное: лёгкая, невесомая, изысканная. Но роскошь её наряда лишний раз акцентирует внимание на прекрасном лице, в котором читается скромность, ум и доброта.
Ольга Эсперовна действительно была очень скромна, добродетельна и сердечна, много сил и времени отдавала благотворительной деятельности. Чета Шуваловых вернулась в Россию через год, и супруги вошли в попечительский совет церкви в Вартемягах – поместье, принадлежавшем графу. Ольга Эсперовна пожелала, чтобы иконостас в храме был заменён новым, причём некоторые из икон написала она сама. В 1861 году при церкви была открыта школа.
В том же году графиня Шувалова вместе с матерью, сестрой Елизаветой Эсперовной (в замужестве Трубецкой) и братом Константином Эсперовичем обратились в Департамент горных и соляных дел с прошением о передаче доставшихся им в наследство катавских железоделательных заводов вместе с рудниками, деревнями и лесами в единоличное владение брату Константину с выделением сёстрам их долей деньгами. Так, Ольга Эсперовна и Елизавета Эсперовна получили по 155 тысяч 301 рублю 17 копеек каждая, и в течение последующих семи лет должны были получать еще по 350 тысяч рублей серебром.
У графа и графини Шуваловых родилось шестеро детей: три дочери и три сына. К несчастью, двое сыновей не дожили до года, третий, Павел Павлович, в будущем получил чин генерал-майора и был назначен императором на должность градоначальника Одессы и Москвы. Дочери состояли фрейлинами при императорском дворе, были замужем за представителями дворянских фамилий и видными государственными деятелями.
Читайте также: 🩰
Графиня Ольга Шувалова прожила недолгую жизнь – она заразилась тифом и скоропостижно скончалась в возрасте 31 года. Уже после её смерти Павел Андреевич Шувалов сделал блестящую военную и дипломатическую карьеру: занимал пост Чрезвычайного и Полномочного посла при императоре германском и короле прусском; c 1894 года был назначен варшавским генерал-губернатором и командующим войсками Варшавского военного округа.
Ольга Эсперовна похоронена в родовой усыпальнице Шуваловых – храме Святой мученицы Софии при усадьбе Вартемяги. Красавица графиня упокоилась в гробнице из белого мрамора в виде часовни с четырьмя арками. В некрологе, написанном современником, значилось: «Графиня Шувалова была, поистине, очами для слепых, одеждою для нагих, утешением и прибежищем для скорбных. Прекратилась добродетельная жизнь, оставив за собой пример, достойный благоговейной памяти и подражания; но для подражания этому примеру, среди светского шума, гордости, тщеславия, волнующихся страстей, нужны твердость воли, самоотвержения, всеобъемлющая любовь, достающиеся в удел весьма немногим».
Нам остался изумительный портрет, глядя на который кажется, что за рамкой картины живёт прелестная девушка. Она секунду опустилась в глубокое кресло, чтобы оправить складки своего платья и побыть наедине с собой. Ещё мгновение – и на нас упадёт взгляд лучистых глаз, в которых таится любопытство, пытливый ум и ласковое озорство.
Ныне картина украшает один из залов Эрмитажа. Мне посчастливилось увидеть её в первое посещение, и впечатление от женского образа, словно пронизанного внутренним светом и чарующей красотой, осталось немеркнущим с тех пор до сего дня.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
До встречи!