Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Величественные храмы Европы. Кёльнский собор: сны исполина

Оглавление

Два высоких зазубренных шпиля вонзаются в небо, словно прорывая обыденность. Серая громада величественно главенствует над суетным миром, подавляя своей мощью современные здания, букашки машин, журавли башенных кранов.

-2

Всё кажется неуместным и нелепым рядом с ним – тёмным осколком далёкого прошлого. Он одинок, этот исполин. Но его молчаливой мудрости и каменной воли достаточно для того, чтобы выстоять в безбрежной равнодушной реальности – как стоял он столетия до, и будет стоять столетия после.

-3

Сегодня старик очнётся от дремоты и расскажет нам свои сны. Что из них правда, а что вымысел – кто знает?

Давным-давно, в 1248 году, архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Так началась его история.

-4

Титан рос и мужал почти двести лет: c 1248 по 1437 год. Как толстощёкий румяный малыш сначала радует родителей первыми зубками, учится ползать, потом ходить, произносит первые слова, потом, не успеешь оглянуться, он уже побежал, с ветерком промчался мимо на велосипеде; затем школа, первые юношеские смешные усики над губой – так и Кёльнский собор рос и рос.

Спустя 70 лет завершилось сооружение и отделка хоров. Выросли южные нефы и второй этаж Южной башни, затем на её третьем этаже были установлены колокола «Претитоза» и «Специоза». И, наконец, вытянулись северные боковые нефы и установлена кровля. Двухсотлетний собор-подросток вступил в пору взросления.

-5

Но то ли время было трудное, то ли солнца мало - храм так и остался угловатым и хрупким. Незаконченный каркас, временные перекрытия, незавершённые башни словно непрочные кости не давали собору уверенно встать на ноги и вознести к небу свои гордые шпили.

Да к тому же ещё французские революционные войска изгнали из храма духовенство и превратили cобор в фуражный склад!

-6

Да, тяжело пришлось великану…Но он не был сломлен: его единственная 53-метровая башня несокрушимо вздымалась в небеса.

Только через 400 лет, в 1842 году, строительство Кёльнского собора возобновилось. В октябре 1880 года, спустя 632 года после начала строительства, на вершине Южной башни был уложен последний камень. Теперь исполин был крепок и ничто не могло бы поколебать его стены.

-7

Даже бомбардировки времён Второй мировой войны не нанесли собору сколько-нибудь внушительного вреда. Говорят, это произошло потому, что его высокие башни служили лётчикам отличным ориентиром. Так ли это, или храм оберегали мистические силы – нам остаётся только догадываться.

Я приехала в Кёльн в серый и дождливый осенний день, когда на небе не было видно ни зги – всё затянуто унылой пеленой.

-8

Собор – огромный как мамонт и такой же доисторический – навис надо мной всей своей мрачной громадой. Он не удостоил меня, пылинку, даже взглядом. Его башни всё так же невозмутимо пронзали пасмурное небо.

-9

Кёльнский собор устремлён ввысь – как бесконечная тёмная галактика, как вспышка взорвавшейся мириадами частиц сверхновой звезды. Из этих частиц состоят его арки и розетки, шпили и башни, скульптуры и барельефы.

-10

-11

Изумительно прекрасна белая Мадонна с младенцем над главными вратами, а статуи епископов и королей выглядят совершенно одушевлёнными.

-12

До такой степени одушевлёнными, что, проходя под сводами собора и глядя на фигуры в нишах я вдруг невольно подумала: как им там живётся и удобно ли стоять?

-13

-14

Кёльнский собор цветом камня – серо-коричневым, местами потемневшим – и башнями, розетками, горгульями, зазубренными шпилями невероятно напоминает ⏮собор Святого Вита в Праге. Они похожи как два брата, и строился младший брат тоже долго – почти 600 лет.

-15

Пока я обходила храм со всех сторон, он волнами излучал какие-то непостижимые мистические силы. В близости этих стен ощущение реальности совершенно теряется.

-16

Кажется, всё твоё существо наполняется мощью, которую источают старые камни. Действительность начинает будто плавиться, искажаться, утекать в прошлое, вытеснять его, а прошлое – вливаться на место настоящего.

-17

Сверху топорщатся зазубренные башенки, невозмутимо держат свои молитвенники и кресты давно усопшие епископы, а стены словно дышат, вздымается в каждом вздохе каменная грудь собора. Невероятное ощущение.

-18

С собором связано множество преданий и легенд. Одна из самых известных повествует, что архитектор Герхард фон Риле никак не мог выполнить чертежи будущего собора и призвал на помощь дьявола. Как водится, Нечистый в помощи не отказал, но взамен потребовал душу. Как только прокукарекает петух, Герхард получает свои чертежи, а Сатана – вожделенную душу мастера. Жена архитектора, узнав о сговоре, решила спасти мужа. Поднявшись чуть свет, она прокукарекала петухом. Дьявол явился, передал фон Риле чертежи собора, но тут-то подал голос настоящий петух, и Сатана понял, что его обвели вокруг пальца как ребёнка. Однако делать нечего: уговор есть уговор.

-19

Согласно другой версии, разгневанный дьявол пообещал, что как только будет уложен последний камень храма, наступит конец света. Может быть, именно поэтому строительство Кёльнского собора не прекращается до сих пор.

-20

Собор хранит в своих стенах множество сокровищ и католических святынь, одна из которых – ларь с мощами трёх Святых волхвов, или Трёх королей, которые Фридрих Барбаросса, император из династии Гогенштауфенов, в 1164 году принёс в дар архиепископу Райнальду Дассенскому. Впоследствии Николаус Вердунский, знаменитый ювелир своего времени, создал ларь для хранения реликвий, выполненный из листового золота и украшенный эмалью, драгоценными камнями и жемчугом.

-21

Внутреннее убранство Кёльнского собора поражает галактическими пространствами, уходящими под бесконечные своды, и прекрасными витражами с виртуозно выполненной росписью.

-22

-23
-24

Внутри, так же, как и снаружи, владычествуют неведомые мистические силы, которые совершенно захватывают в свой водоворот и на время лишают связи с реальностью и памяти о ней.

-25

-26
-27
-28

Потом вы выйдете на свет из-под сводов храма, с удивлением оглянетесь, увидите гуляющих людей, светящиеся витрины магазинов, услышите шум проезжающих машин.

Мемориал гомосексуальным жертвам нацизма в Кёльне
Мемориал гомосексуальным жертвам нацизма в Кёльне
-30

Может быть, даже посмотрите на часы, чтобы убедиться, что вы не пропали на несколько десятков или сотен лет.

А собор будет выситься над вами всё так же невозмутимо. Что ему, исполину, над которым пронеслись века, взгляды людей, их шаги и голоса? Песчинки в вихре мироздания.

-31

Он видел епископов и королей – многие из них упокоились под его сводами. Он видел войны и разрушения – они минули, а он стоит, как и прежде.

Вечный. Суровый. Несокрушимый.

-32

🔺Этой статьёй я начинаю цикл рассказов о самых прекрасных соборах европейских городов.

Далее:

🌘 "Величественные храмы Европы. Прага. Собор Святого Вита"

Ранее:

📌 "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: шесть дней, пять ночей. Часть II"

📌 "Португальские колориты. ЛИССАБОН. Три цвета: Белый. Синий. Красный"

Ещё по теме:

📌 "Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"

📌 "Бавария. НЮРНБЕРГ: пряничный городок и его тёмное прошлое"

©ГалопомПоЕвропам

До встречи!