Два высоких зазубренных шпиля вонзаются в небо, словно прорывая обыденность. Серая громада величественно главенствует над суетным миром, подавляя своей мощью современные здания, букашки машин, журавли башенных кранов.
Всё кажется неуместным и нелепым рядом с ним – тёмным осколком далёкого прошлого. Он одинок, этот исполин. Но его молчаливой мудрости и каменной воли достаточно для того, чтобы выстоять в безбрежной равнодушной реальности – как стоял он столетия до, и будет стоять столетия после.
Сегодня старик очнётся от дремоты и расскажет нам свои сны. Что из них правда, а что вымысел – кто знает?
Давным-давно, в 1248 году, архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Так началась его история.
Титан рос и мужал почти двести лет: c 1248 по 1437 год. Как толстощёкий румяный малыш сначала радует родителей первыми зубками, учится ползать, потом ходить, произносит первые слова, потом, не успеешь оглянуться, он уже побежал, с ветерком промчался мимо на велосипеде; затем школа, первые юношеские смешные усики над губой – так и Кёльнский собор рос и рос.
Спустя 70 лет завершилось сооружение и отделка хоров. Выросли южные нефы и второй этаж Южной башни, затем на её третьем этаже были установлены колокола «Претитоза» и «Специоза». И, наконец, вытянулись северные боковые нефы и установлена кровля. Двухсотлетний собор-подросток вступил в пору взросления.
Но то ли время было трудное, то ли солнца мало - храм так и остался угловатым и хрупким. Незаконченный каркас, временные перекрытия, незавершённые башни словно непрочные кости не давали собору уверенно встать на ноги и вознести к небу свои гордые шпили.
Да к тому же ещё французские революционные войска изгнали из храма духовенство и превратили cобор в фуражный склад!
Да, тяжело пришлось великану…Но он не был сломлен: его единственная 53-метровая башня несокрушимо вздымалась в небеса.
Только через 400 лет, в 1842 году, строительство Кёльнского собора возобновилось. В октябре 1880 года, спустя 632 года после начала строительства, на вершине Южной башни был уложен последний камень. Теперь исполин был крепок и ничто не могло бы поколебать его стены.
Даже бомбардировки времён Второй мировой войны не нанесли собору сколько-нибудь внушительного вреда. Говорят, это произошло потому, что его высокие башни служили лётчикам отличным ориентиром. Так ли это, или храм оберегали мистические силы – нам остаётся только догадываться.
Я приехала в Кёльн в серый и дождливый осенний день, когда на небе не было видно ни зги – всё затянуто унылой пеленой.
Собор – огромный как мамонт и такой же доисторический – навис надо мной всей своей мрачной громадой. Он не удостоил меня, пылинку, даже взглядом. Его башни всё так же невозмутимо пронзали пасмурное небо.
Кёльнский собор устремлён ввысь – как бесконечная тёмная галактика, как вспышка взорвавшейся мириадами частиц сверхновой звезды. Из этих частиц состоят его арки и розетки, шпили и башни, скульптуры и барельефы.
Изумительно прекрасна белая Мадонна с младенцем над главными вратами, а статуи епископов и королей выглядят совершенно одушевлёнными.
До такой степени одушевлёнными, что, проходя под сводами собора и глядя на фигуры в нишах я вдруг невольно подумала: как им там живётся и удобно ли стоять?
Кёльнский собор цветом камня – серо-коричневым, местами потемневшим – и башнями, розетками, горгульями, зазубренными шпилями невероятно напоминает ⏮собор Святого Вита в Праге. Они похожи как два брата, и строился младший брат тоже долго – почти 600 лет.
Пока я обходила храм со всех сторон, он волнами излучал какие-то непостижимые мистические силы. В близости этих стен ощущение реальности совершенно теряется.
Кажется, всё твоё существо наполняется мощью, которую источают старые камни. Действительность начинает будто плавиться, искажаться, утекать в прошлое, вытеснять его, а прошлое – вливаться на место настоящего.
Сверху топорщатся зазубренные башенки, невозмутимо держат свои молитвенники и кресты давно усопшие епископы, а стены словно дышат, вздымается в каждом вздохе каменная грудь собора. Невероятное ощущение.
С собором связано множество преданий и легенд. Одна из самых известных повествует, что архитектор Герхард фон Риле никак не мог выполнить чертежи будущего собора и призвал на помощь дьявола. Как водится, Нечистый в помощи не отказал, но взамен потребовал душу. Как только прокукарекает петух, Герхард получает свои чертежи, а Сатана – вожделенную душу мастера. Жена архитектора, узнав о сговоре, решила спасти мужа. Поднявшись чуть свет, она прокукарекала петухом. Дьявол явился, передал фон Риле чертежи собора, но тут-то подал голос настоящий петух, и Сатана понял, что его обвели вокруг пальца как ребёнка. Однако делать нечего: уговор есть уговор.
Согласно другой версии, разгневанный дьявол пообещал, что как только будет уложен последний камень храма, наступит конец света. Может быть, именно поэтому строительство Кёльнского собора не прекращается до сих пор.
Собор хранит в своих стенах множество сокровищ и католических святынь, одна из которых – ларь с мощами трёх Святых волхвов, или Трёх королей, которые Фридрих Барбаросса, император из династии Гогенштауфенов, в 1164 году принёс в дар архиепископу Райнальду Дассенскому. Впоследствии Николаус Вердунский, знаменитый ювелир своего времени, создал ларь для хранения реликвий, выполненный из листового золота и украшенный эмалью, драгоценными камнями и жемчугом.
Внутреннее убранство Кёльнского собора поражает галактическими пространствами, уходящими под бесконечные своды, и прекрасными витражами с виртуозно выполненной росписью.
Внутри, так же, как и снаружи, владычествуют неведомые мистические силы, которые совершенно захватывают в свой водоворот и на время лишают связи с реальностью и памяти о ней.
Потом вы выйдете на свет из-под сводов храма, с удивлением оглянетесь, увидите гуляющих людей, светящиеся витрины магазинов, услышите шум проезжающих машин.
Может быть, даже посмотрите на часы, чтобы убедиться, что вы не пропали на несколько десятков или сотен лет.
А собор будет выситься над вами всё так же невозмутимо. Что ему, исполину, над которым пронеслись века, взгляды людей, их шаги и голоса? Песчинки в вихре мироздания.
Он видел епископов и королей – многие из них упокоились под его сводами. Он видел войны и разрушения – они минули, а он стоит, как и прежде.
Вечный. Суровый. Несокрушимый.
🔺Этой статьёй я начинаю цикл рассказов о самых прекрасных соборах европейских городов.
Далее:
🌘 "Величественные храмы Европы. Прага. Собор Святого Вита"
Ранее:
📌 "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: шесть дней, пять ночей. Часть II"
📌 "Португальские колориты. ЛИССАБОН. Три цвета: Белый. Синий. Красный"
Ещё по теме:
📌 "Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"
📌 "Бавария. НЮРНБЕРГ: пряничный городок и его тёмное прошлое"
✅©ГалопомПоЕвропам
До встречи!