Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Женские лики Средневековья: портреты и судьбы. Северное Возрождение

Оглавление

Они подбривали волосы, чтобы лоб казался выше, выщипывали брови, отбеливали кожу средствами, содержащими свинец и ртуть, носили замысловатые головные уборы и узкие платья с вырезом в рукавах, называвшемся «чёртово оконце»; их длинные шлейфы, подметавшие грязные мостовые тёмных и сырых улочек, священники называли «дьявольскими хвостами» и грозили обладательницам вечными муками адского пламени.

Каноны красоты требовали быть похожими на Мадонн: белая кожа символизировала чистоту и непорочность, удлинённое лицо с почти незаметной линией бровей, «отсутствующий» взгляд придавали облику спокойствие и кротость. Кисти рук, ступни, рост – всё должно было быть маленьким, а фигура лишена округлостей.

Давайте вглядимся в лица женщин, живших много веков назад.

Петрус Кристус. «Портрет девушки» («Портрет молодой дамы»). Около 1465-1470, Берлинская картинная галерея

-2

Мне было бы очень интересно узнать, кем была юная особа, которая смотрит с портрета загадочным, почти инопланетным взглядом – но увы, история не оставила точных сведений. Её облик воплощает все стандарты средневековых представлений о красоте: высокий лоб, бледность, почти незаметные брови и ресницы, узкие плечи, худоба, переходящая в бесплотность, туго стянутые волосы, убранные под хеннин (эннен, геннин или атур (фр.) – головной убор в виде усечённого конуса с прикреплённой сзади длинной прозрачной вуалью. Хеннин делался из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, покрывался шёлком или другой дорогой тканью.

Молодая аристократка находится в комнате, стены которой обшиты деревянными панелями, на ней изысканное платье с V-образным вырезом. Платья такого покроя и головные уборы «птичий улей» были в большой моде при бургундском дворе, однако девушка не француженка. Латинские надписи на оригинальной раме портрета, впоследствии утраченной, гласили: «племянница знаменитого Толбота». Толботы – знатнейшее английское семейство, глава которого носил титул графа Шрусбери.

-4

Слово «nepos» имеет значения «племянница» и «внучка». Учитывая все аспекты, наиболее вероятно, что незнакомка с портрета – одна из дочерей Джона Толбота, 2-го графа Шрусбери и внучка 1-го графа Шрусбери – Анна или Маргарет.

Хрупкая девушка с раскосыми миндалевидными глазами, глядящая на нас через призму шести веков, никому не открывает свою тайну.

Ганс Гольбейн (Младший). «Портрет Анны Клевской», около 1539, Лувр, Париж

-5

Анна Клевская – четвёртая супруга английского короля Генриха VIII Тюдора, имевшего чудовищную репутацию и известного как своей любвеобильностью, так и жестокостью: две из шести его жён были казнены по обвинению в измене.

Анне, происходившей из древнего аристократического немецкого дома Ламарков, повезло больше, чем другим жёнам Генриха: она не умерла от послеродовой горячки, что было распространённой участью женщин той эпохи; не сложила голову на плахе, не оказалась в опале и не была сослана – во многом ей помог кроткий нрав, добродушие и отсутствие тщеславных амбиций.

Интересна роль портрета, написанного Гансом Гольбейном, в судьбе Анны Клевской: Генрих выразил готовность жениться, если ему понравится портрет невесты. Увидев картину кисти Гольбейна, король приказал продолжить переговоры.

Портрет Генриха VIII кисти неизвестного художника. Начало XVII века
Портрет Генриха VIII кисти неизвестного художника. Начало XVII века

Повлияли и настоятельные рекомендации первого советника Томаса Кромвеля, который сообщал Генриху: «Все восхваляют красоту леди Анны, так как и лицо и фигура её восхитительны. Она далеко превосходит герцогиню Саксонскую, как золотое солнце превосходит серебряную луну. Все восхваляют её добродетель и честность, вместе со скромностью, которая ясно видна в её наружности». Однако Генрих был разочарован, узнав, что невеста не обучалась ни французскому, ни латыни, не умеет ни петь, ни танцевать и не обладает светскими манерами.

При личном же знакомстве, состоявшемся 1 января 1540 года, государь и вовсе приуныл: оригинал был далеко не так хорош, как портрет, и гнев монарха обрушился на голову Кромвеля, которому невеста была описана как «здоровенная фламандская кобыла».

«Я не вижу ничего из того, что было представлено мне на картинах и в донесениях. Мне стыдно, что люди её так восхваляли, – и я её совсем не люблю!» – Генрих был безжалостен в своей прямоте. Бракосочетание состоялось, но преодолеть своё равнодушие сластолюбивый Тюдор не смог, так и не вступив с Анной в супружеские отношения. Через семь месяцев они были разведены, и после расторжения брака король сменил гнев на милость: он называл Анну «любимой сестрой», назначил солидный ежегодный доход и передал в дар несколько богатых поместий.

Анна пережила и Генриха VIII, и его сына Эдуарда VI, сохранив свободу и ни в чём не нуждаясь. Она мирно скончалась в 1557 году и была погребена в Вестминстерском аббатстве.

Ганс Мемлинг. «Портрет Марии Портинари». Около 1470-1472, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

-7

Мария Маддалена Барончелли в 14 лет вышла замуж за итальянского банкира Томмазо Портинари, жениху на тот момент было 46. Бракосочетание состоялось в 1470 году, к этому же времени, предположительно, относится и парный портрет супругов. Первоначально картина представляла собой триптих с изображением Мадонны с младенцем, но впоследствии центральная часть была утрачена. Исследователи полагают, что триптих был заказан Томмазо в честь бракосочетания для проведения частных религиозных обрядов в роскошном доме четы в Брюгге.

Ганс Мемлинг. «Портрет Томмазо Портинари». Около 1470, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ганс Мемлинг. «Портрет Томмазо Портинари». Около 1470, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Лицо Марии выписано в соответствии с идеалами красоты того времени, она одета согласно модным канонам фламандского и итальянского высшего общества. Высокий лоб, еле заметные приподнятые брови, отсутствие ресниц, бескровное лицо, контрастирующее с тёмной тканью платья, волосы, убранные под хеннин с вуалью.

Обращают на себя внимание скромное обручальное кольцо с драгоценными камнями на пальце одной из рук, сложенных в молитве, и роскошное ожерелье с замысловатой вязью, усыпанное крупным жемчугом, рубинами и сапфирами. Платье с глубоким V-образным вырезом оторочено мехом, а рукава сшиты из тёмно-красной, вероятно, бархатной ткани. Любопытно, что в том же уборе, платье и драгоценностях Мария изображена Хуго ван дер Гусом на «Алтаре Портинари», называемом также «Триптихом Портинари». Рядом с матерью преклонила колени дочь пары, Маргарита.

Хуго ван дер Гус. «Алтарь Портинари» (фрагмент), около 1475. Галерея Уффици, Флоренция
Хуго ван дер Гус. «Алтарь Портинари» (фрагмент), около 1475. Галерея Уффици, Флоренция
-10

Исследования портрета с помощью рентгенографии установило, что изначально на хеннине жемчугом были вышиты буквы «Т» и «М», обозначавшие имена «Томмазо» и «Мария», но впоследствии удалены как «слишком заметные проявления роскоши».

Томмазо Портинари, банкир банка Медичи в Брюгге, стал главой и акционером филиала в возрасте 40 лет. В результате предоставления крупных и очень рискованных ссуд Карлу Смелому и других сомнительных предприятий он был уволен, прошлые его заслуги забыты, и Томмазо Портинари умер нищим в больнице Санта-Мария-Нуова. Дела незадачливого банкира находились в настолько плачевном и запутанном состоянии, что даже сын отказался наследовать поместье, дабы не быть втянутым в длительные долговые тяжбы.

На момент кончины мужа Мария была жива, но дальнейшая её судьба неизвестна.

Ян ван Эйк. «Портрет жены Маргарет ван Эйк», 1439, Муниципальный художественный музей Грунинге, Брюгге

-11

Великий живописец Северного Возрождения, гениальный автор Гентского алтаря, «Портрета четы Арнольфини» и «Дрезденского триптиха» был известен не только как автор полотен на религиозные темы, но и как мастер портрета.

Свою супругу Маргарет художник изобразил в домашнем одеянии на меховой подкладке – вероятно, из белки, – использовав тёплые и сочные цвета и сумев передать даже фактуру ткани, в которую уютно кутается Маргарет. Волосы женщины покрывает типичный для середины XIV-XV веков головной убор – крузелер, представляющий собой платок или чепец с множеством складок, от которых он и получил своё название (нем. krause).

Маркс Райхлих. «Портрет дамы с ландышами и анютиными глазками». До 1520, галерея Курто, Лондон
Маркс Райхлих. «Портрет дамы с ландышами и анютиными глазками». До 1520, галерея Курто, Лондон

Очевидно, что портрет – не парадный, и создан был не для публичного просмотра. Скорее всего, Ян ван Эйк писал его в подарок жене – ко дню рождения, или годовщине свадьбы.

Ян и Маргарет поженились примерно в 1432-1433 годах, а первый сын из двух детей пары родился в 1434 году.

С портрета на нас пристально смотрит женщина с худощавым аскетичным лицом, острым подбородком, тонкими бледными губами и цепким взглядом. Изображая жену, ван Эйк сумел не просто передать характерные черты внешности, но и через них – натуру, темперамент.

-13

Известно, что Маргарет родилась в 1406 году, однако сведений о её происхождении не осталось – есть предположения, что она принадлежала к дворянскому сословию, но не слишком родовита. На картине имеется надпись: «Мой муж Йоханнес (Ян) закончил писать меня в году 1439, 15 июня, мне было тридцать три». Эти строки дополнены словами мастера, которыми он обычно завершал свои творения: «Как я сумел» (ALS ICH KAN).

Ян ван Эйк скончался через два года после написания портрета – в 1441 году. В его эпитафии значится:

«Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и всё живое прославлял своим искусством…»

Его учеником, в числе других, был и знаменитый Петрус Кристус, работа которого представлена выше.

Рогир ван дер Вейден. «Портрет молодой женщины» («Портрет дамы в головном уборе»). Около 1435-1440. Государственный музей, Берлин

-14

Что мы всё о представителях высшей знати! Давайте посмотрим, как выглядела горожанка – возможно, жена мастерового, мелкого торговца, или швея, вышивальщица.

Ещё один влиятельнейший нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден, известный своей галереей аристократических особ, изобразил молодую женщину, облик которой отличается от бледноликих субтильных дам высшего общества.

Натурщица, вероятно, принадлежит к среднему классу: на ней простое платье на чёрной подкладке с уже знакомым нам V-образным, но неглубоким вырезом; волосы скрывает широкий белый хеннин, скреплённый булавками, из украшений – только кольца на сложенных в молитве руках.

В отличие от женских портретов других мастеров, на которых модель рассеянно смотрит куда-то мимо, в пространство, женщина, написанная ван дер Вейденом будто глядит прямо в глаза, устанавливая близкие отношения посредством зрительного контакта.

Читайте также:🌾

Её лицо – округлое, с нежным румянцем, – большие выразительные голубые глаза и чувственные пухлые губы придают портрету удивительную теплоту и живость.

По некоторым сведениям, на портрете изображена дочь брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (Elisabeth Goffaerts), на которой ван дер Вейден женился в 1426 году. Но так ли это, нам остаётся только гадать.

Неоднозначные представления о красоте существовали в Средние века, неправда ли? Что вы чувствовали, глядя на портреты? Поделитесь в комментариях.

Неизвестный художник. «Портрет 44-летней женщины», 1558. Лувр, Париж
Неизвестный художник. «Портрет 44-летней женщины», 1558. Лувр, Париж

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи!

Исаак Оливер. «Портрет Анны Датской». Около 1595-1603, Лондонская национальная галерея
Исаак Оливер. «Портрет Анны Датской». Около 1595-1603, Лондонская национальная галерея
Рогир ван дер Вейден. «Портрет дамы». Около 1464, Лондонская национальная галерея
Рогир ван дер Вейден. «Портрет дамы». Около 1464, Лондонская национальная галерея