Это одно из самых уютных и мирных мест в Праге. Иду ли я от собора Святого Вита, направляясь в Градчаны, или спускаюсь с Петршинского холма – я вижу полускрытые листвой белые стены, развернувшиеся над тихим садом, словно рукав сорочки.
Страговский монастырь. Название монастыря – Strahovský klášter – происходит от слова «стража», так как раньше на его месте располагалась застава, охранявшая подступы к Пражскому граду.
Страговский монастырь был построен князем Чехии Владиславом II (ставшим впоследствии чешским королём Владиславом I), но инициатива принадлежала его жене, княгине Гертруде фон Бабенберг. Именно она пригласила в Чехию служителей новых католических монашеских орденов: премонстрантов и цистерцианцев, а позднее Страговский монастырь.
Так монастырь, основанный в 1140–1143 годах, вскоре был передан монашескому ордену премонстрантов.
Премонстранты руководствовались «Уставом св. Августина», который, в отличие от Бенедиктинского устава, предписывавшего монашеской братии обязательный уход от мира, давал возможность сочетать суровую аскезу с пастырской деятельностью за пределами обители.
Теперь это сложно представить, но изначально Страговский монастырь был деревянным. От пламени свечи, перед которой заснул какой-то незадачливый монах, в 1258 году монастырь сгорел полностью.
За века много испытаний пришлось на его долю: гуситские войны, затем противостояние между протестантами и католиками, переросшее в борьбу против власти Габсбургов в Европе и получившее название «Тридцатилетней войны», обстрел французскими войсками, штурм Праги прусской армией.
Пострадав от обстрелов, войн и пожаров, Страговский монастырь неоднократно перестраивался: сначала в романском стиле, затем в раннеготическом, и наконец, после разрушения французскими войсками, в барочном.
Не перестаю удивляться загадочной способности некоторых архитектурных шедевров, выстоявших в войнах, разрушениях, пожарах, сокрывших в своих стенах заговоры, убийства, отречения от власти, сохранять удивительную, неподвластную злу чистоту, неприкосновенность, глубокую духовную тишину и просветлённость.
Да, я убеждена, что у старинных камней величественных храмов есть душа. Душа голубки живёт в Санта-Мария-дель-Фьоре, душа орла – в соборе Святого Вита, сизой горлицы – в базилике Святых апостолов Петра и Павла в Вышеграде.
Сердце лебедя бьётся в Сиенском соборе, мудрого филина – в Нотр-Дам-де-Пари, венценосного журавля – в пизанском соборе Санта-Мария-Ассунта.
Вот и стены Страговского монастыря излучают безмятежный покой, отдохновение, ласковое тепло. Ещё не зная о монастыре ничего, не зная названия, я снова и снова приходила сюда, а он приветливо тянул мне навстречу стройные башенки, светил отблесками маленьких окон.
Сколько раз красные черепичные крыши и ажурные кресты куполов являлись мне: в густой зелени улыбчивого лета, в пене цветения торжествующей весны, в задумчивой меланхолии акварельно-нежной осени.
В архитектурный комплекс Страговского монастыря входит изумительная барочная базилика Вознесения Девы Марии (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie). Это настоящее архитектурное кружево.
Главный фасад базилики, пусть и гораздо более сдержанный по исполнению, напомнил роскошный фасад так восхитившей меня когда-то антверпенской церкви Святого Карло Борромео, к оформлению которой приложил руку сам Питер Пауль Рубенс.
Каменный костёл Вознесения Девы Марии был возведён в 1149 году и имел вид романской трехнефной базилики с двумя призматическими башнями.
До пожара 1258 года этот храм считался одним из четырёх главных храмов Чешского королевства наряду с собором Святого Вита, Вышеградским костёлом Святых Петра и Павла и храмом Бржевновского монастыря.
После пожара костёл приобрёл готический вид. Его не минула участь Страговского монастыря: в начале XIV века храм подвергся разграблению наёмниками короля Генриха Хорутанского, в XV веке был разграблен и сожжён гуситами вместе со всем монастырём.
К началу XVII века костёл пришёл в полный упадок. При аббате Яне X Логеле он был реконструирован в ренессансном стиле, а барочные черты приобрёл при преемнике Яна Логела – аббате Каспере фон Квестенберге.
Варварские бомбардировки и обстрелы французской армией снова сильно повредили фасад многострадальной базилики, и на этот раз она была реконструирована в стиле позднего барокко. Такой мы и любуемся ею сейчас – с фасадом, декорированным позолоченной лепниной, и скульптурами Яна Антонина Квиттайнера.
Прогуляйтесь по территории монастыря, насладитесь тишиной внутреннего дворика, роскошью библиотеки, попробуйте пиво «Святой Норберт», которое варят монахи в здешней пивоварне.
Да, Страговский монастырь и сейчас является действующим мужским монастырём ордена премонстрантов.
Я предпочла расположиться в ресторанчике за стенами монастыря, откуда открывались радующие глаз виды на Пражский град и монастырские сады.
Выбор ресторана был случайным и безошибочным: я насладилась вкуснейшим свежим тёмным пивом и отведала гуляш, вкус которого помню до сих пор: мясо было сочным и мягким, соус изумительным, а в соусе томились кнедлики.
Тут где-то в комментарии к одной из статей меня упрекнули во лжи, мол, я пишу, что кнедлики вкусные, а на самом деле это редкостная гадость. Не вступая в полемику, поскольку на вкус и цвет, как известно, товарища нет, продолжаю нахваливать кнедлики.
Весь их смысл – быть кулинарным аксессуаром, как клёцки, например. Если их употреблять сами по себе – естественно, радости будет мало. Но в мясном блюде и с густым ароматным соусом кнедлики – это просто съедобные облачка.
К монастырю примыкают роскошные Страговские сады.
Они похожи на неглубокую зелёную чашу или на ладонь, в которой уместились деревья и кустарники, извилистые дорожки, маленькие домики и деревянные скамейки.
Страговские сады – одни из моих любимых. Здесь можно сидеть на скамье под яблоневыми деревьями и наслаждаться головокружительными видами на Пражский град.
Территория, отведённая монахами под сады и хозяйственные нужды, была подарена князем Владиславом II монастырю при его основании – в 1140 году.
К монастырским садам относятся Конвентный, Аббатский и Большой Страговский, расположенный в южном и восточном направлениях от здания монастыря.
Читайте также:💮
Большой Страговский сад (Velká strahovská zahrada) в XIX веке стал открыт для посещений и прогулок, но некоторые внутренние монастырские сады закрыты.
И по сей день в Страговском саду цветут и плодоносят яблони, курчавится виноград, зеленеют дубовые и грабовые рощицы.
В период реконструкции монастырских построек при аббате Каспере фон Квестенберге среди деревьев и виноградников появилось несколько домов и сушилка для фруктов, которая ныне переоборудована под домик садовника.
Если вы пойдёте к Страговским садам, спускаясь с Петршина вдоль Голодной стены, то увидите исповедальню, которая выглядит как каменный грот.
Сколько счастливых часов и минут я провела, сидя на скамейке под стенами монастыря, или спустившись в зелёную уединённую чашу Страговского сада!
Весной всё пространство залито потоками солнечного света, пышно цветут яблоневые деревья, виноград тянет тоненькие лозы в аккуратных рядах, так похожих на итальянские виноградники, а красные черепичные крыши Пражского града сверкают на фоне синего неба.
Осень же накрывает зелёную ладонь монастырских садов тонкой невесомой вуалью тумана или мелкого дождя; дома и крыши, умытые водяной пылью, кажутся ещё ярче, а от земли и травы поднимаются свежие и дурманящие испарения, напоенные влагой и ароматами зелени, предчувствующей первые заморозки.
Приходите сюда, чтобы вдохнуть воздух, наполненный покоем и свежестью, прогуляйтесь в низине Страговского сада среди зелени деревьев, чувствуя всю прелесть уединения и тишины; поднимитесь монастырю, почувствуйте исходящие от него чистоту и отдохновение, порадуйте глаза изумительной архитектурой изящного барокко.
А потом расположитесь с удобством в одном из ресторанчиков у стен монастыря, не спеша пейте холодное пиво, смотрите на панорамы Праги и поймайте себя на том, что вы улыбаетесь всё время - с тех пор, как пришли сюда.