Найти в Дзене
Психология обучения

Психология обучения

Статьи, в которых объясняется, почему обучение не работает и/или даются рекомендации психологического плана
подборка · 130 материалов
1 месяц назад
Когда количество перерастёт в качество или "повторение - мать учения"
Не так давно я написал статью о том, что количество не превратится в качество. В ней я говорил о том, что даже если ученик прорешает миллион задач на какую-то тему, далеко не факт, что он поймёт эту тему. В тот раз я слукавил. Нет, это не обман, это... "полуправда". Тогда я описал ситуацию с одной стороны. Но жизнь слишком многогранна, чтобы ограничиваться однобоким суждением. Иногда количество действительно перерастает в качество. Действительно, порой "нарешивание" приводит к пониманию. Иначе бы этой формулы просто не возникло у учителей...
1 месяц назад
Цели урока. Мотивация. Рутина.
Наверное, надо даже слегка расширить тему заголовка. Будем говорить не просто о цели урока, а о цели учебного процесса вообще. Просто на примере школьного урока. Я уже несколько раз писал про это. Давайте кратко резюмирую. Вот, например, идёт урок математики. Тема - уравнения. Учитель даёт вводные - что такое уравнение, что значит решить, что такое корень уравнения, что такое неизвестная величина, и т.д. Потом пишет на доске уравнение и даёт ученикам задание - решить это уравнение. Ученики начинают "решать"...
227 читали · 1 месяц назад
Это такая деградация...
Важную вещь заметил. Заметил давно, однако как-то мало про нее писал. Во многих холиварах в интернетах (и не только) часто звучит мнение, что "слабый" учебник, в котором долго даются простые задания, не очень хороший. Более того, некоторые настаивают, что это плохо. Деградация. Цитата: Моро, второе полугодие первого класса, задания ВСЕ до сих пор в пределах 10!!!! Это такая деградация... В общем, получается, что если в учебнике задания простые, то это плохой учебник. Ну, тут не просто "простые", а "до сих пор простые"...
2 месяца назад
Мозг это не нейронная сеть?
Некоторые весьма активные мои читатели порой наталкивают на весьма продуктивные мысли. И вот такой вопрос Вы <...> считаете что мозг - это не нейронная сеть? Тут, наверное, надо начать издалека. Человечество задумывается над вопросами "что есть я?" и "что я есть?" уже не один миллион лет. Кто-то говорит, что человек - это печёнка с селезёнкой, кто - что это память о давно ушедших днях, кто намекает на поступки и проступки. Короче, сколько людей, столько мнений. Пока что более или менее все сходятся в том, что самым сложным элементом человека является мозг...
2 месяца назад
Всё есть алгоритм
На днях опубликовал статью, кратко резюмирующую пользу воображения в образовании: Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности. То, что я называю "симулятор" - возможность моделировать в воображении реальность и, главное, получать "виртуальный" опыт, который отлично дополнит реальный, и создаст мощное подспорье в изучении школьной программы. Идея "симулятора" взялась не на пустом месте - нечто подобное есть в разных психологических школах, я просто объединил кое-какие концепции, важные именно с точки зрения образования...
3 месяца назад
Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности
Я в своих статьях часто пишу, что объяснять бесполезно. Когда учитель начинает объяснять, он перестаёт учить. Это, наверно, ключевой слоган моих статей. Но вообще-то, это не так: объяснения работают. В этом вообще трудность психологии: в ней всё однозначно, но это не всегда так, и не очень точно. Но, давайте обо всём по порядку. Очень часто учитель сталкивается с проблемой объяснения - он никак не может объяснить тему так, чтобы все 100% учеников в классе эту тему поняли. Да что уж там! Положа...