В аугсбургском златокузнечном искусстве середины XVII века кувшины в виде всадника, изображающего европейского монарха или владетельного князя, не были редкостью.Среди изображенных персон и король Швеции Густав II Адольф, и герцог Бернхард Веймарский, и король Дании Фредерик III. Большую часть этих кувшинов создал Давид I Швестермюллер. При работе над ними он зачастую использовал один и тот же готовый образец, варьировалась только съемная голова с портретными чертами того или иного персонажа.


В литературе подобные сосуды известны под разными наименованиями: кубки, кувшины или настольные украшения. Их главная функция была, конечно, не практическая, в первую очередь, они служили роскошными украшениями столов или буфетов-«поставцов», где их выставляли перед входившим в состав рукомойного гарнитура блюдом.

На фотографии представлен рукомойный кувшин в виде всадника времен Тридцатилетней войны. Существует предположение, что перед нами – английский король Карл I Стюарт, однако не все исследователи с этим согласны. Сосуд высотой 44,5 см. выполнил мастер Давид I Швестермюллер в Аугсбурге в 1639-1649 годы. Спустя почти полвека, в 1699 году, шведский король Карл XII прислал его в дарах царю Петру I.

Тело коня служило сосудом. Его голова так же, как и голова всадника, съемная. Сливное отверстие, оформленное в виде маскарона, находится спереди на груди коня.

В нашем собрании хранятся десятки удивительных кубков и рукомойных кувшинов — классические и потешные, в виде людейбогов, животных, птиц и кораблей, выполненные из стеклаянтарянаутилусов, скорлупы страусового яйца и кокоса. Порой даже невозможно представить, что в некоторых сосудах имеются отверстия для слива и набора воды. Приходите в Оружейную палату, чтобы удивиться мастерству и изобретательности златокузнецов прошлого.
.
© Музеи Московского Кремля
В аугсбургском златокузнечном искусстве середины XVII века кувшины в виде всадника, изображающего европейского монарха или владетельного князя, не были редкостью.
221 просмотр