Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Потешные кубки из собрания Музеев Московского Кремля

В XVI-XVII вв. для развлечения гостей во время застолий создавались разнообразные «потешные» сосуды. Об одном из таких мы рассказывали недавно. В нашем собрании много любопытных кубков, но не все фигурные сосуды необычной формы могут считаться потешными, некоторые просто служили украшению, либо их использовали так же, как обычные кубки. Характерной особенностью потешных кубков является «игровой» момент: нужно было пить, совершая при этом ряд других действий. В Россию такие предметы привозили в XVII веке, в том числе в составе посольских даров. Илл. 1. Литая серебряная фигура богини восседает на золоченом сосуде в виде скачущего оленя. У ног девушки – серебряная фигурка собаки. В шестиугольном основании кубка находился механизм, который можно было завести ключом. Наполненный вином кубок на небольших колесиках катился по столу, иногда произвольно поворачиваясь, и тот гость, перед которым останавливался олень с прекрасной всадницей, обязан был кубок осушить, сняв голову оленя и выпив вин

В XVI-XVII вв. для развлечения гостей во время застолий создавались разнообразные «потешные» сосуды. Об одном из таких мы рассказывали недавно.

В нашем собрании много любопытных кубков, но не все фигурные сосуды необычной формы могут считаться потешными, некоторые просто служили украшению, либо их использовали так же, как обычные кубки. Характерной особенностью потешных кубков является «игровой» момент: нужно было пить, совершая при этом ряд других действий. В Россию такие предметы привозили в XVII веке, в том числе в составе посольских даров.

Потешный сосуд «Диана на олене». Аугсбург, 1616-1620. Мастер Иоахим Фрис.
Потешный сосуд «Диана на олене». Аугсбург, 1616-1620. Мастер Иоахим Фрис.

Илл. 1. Литая серебряная фигура богини восседает на золоченом сосуде в виде скачущего оленя. У ног девушки – серебряная фигурка собаки. В шестиугольном основании кубка находился механизм, который можно было завести ключом. Наполненный вином кубок на небольших колесиках катился по столу, иногда произвольно поворачиваясь, и тот гость, перед которым останавливался олень с прекрасной всадницей, обязан был кубок осушить, сняв голову оленя и выпив вино из туловища. Высота: 33 см.

Кружка потешная. Польша, Гданьск, 1690-е гг. Мастер: Клаузен Бенедикт, Шлаубитц Натанаэль.
Кружка потешная. Польша, Гданьск, 1690-е гг. Мастер: Клаузен Бенедикт, Шлаубитц Натанаэль.

Илл. 2. Человек, пивший из этой потешной кружки, не должен был подозревать, что спиртное заняло не только объем чашечки наверху под крышкой, но и пространство внутри трубочек-долей. Фигурка Амура то скрываясь, то появляясь снова, вносит в контакт с сосудом элемент игры, часто используемый в предметах, предназначенных для забавы. Высота — 29, 3 см.

Кубок потешный «Турок». Германия, Нюрнберг, конец XVI - начало XVII вв. Мастер: Баух Майнрад Старший.
Кубок потешный «Турок». Германия, Нюрнберг, конец XVI - начало XVII вв. Мастер: Баух Майнрад Старший.

Илл. 3. Этот кубок, как и следующий, относится к типу неустойчивых, «падающих» немецких бокалов («штурцбехер») — наполненными эти сосуды не стояли, поставить их можно было, только выпив до дна. Высота — 16 см.

Кубок потешный. Нюрнберг, последняя четверть XVI в. Мастер: Эберле Иобст.
Кубок потешный. Нюрнберг, последняя четверть XVI в. Мастер: Эберле Иобст.

Илл. 4. Чтобы выпить из этого кубка, следовало дунуть в свисток, рукой раскрутить колесико, и пока оно не остановилось, быстро и аккуратно осушить кубок, так, чтобы не звякнул колокольчик. Высота — 29,3.

.

© Музеи Московского Кремля