Любите ли вы янтарь так, как любили его в XVII веке?
В XVII столетии искусство резьбы по янтарю – окаменевшей ископаемой смоле древнейших хвойных растений – переживало период расцвета. В моде был янтарь разных оттенков, нередко дополнявшийся фрагментами декора из дерева или кости. Ведущим центром производства художественных изделий из янтаря в то время был Кёнигсберг, именно там в конце XVI в. мастера первыми начали производство предметов из янтаря светского назначения в значительных масштабах.
Первоначально преобладали сосуды с крышками, украшенные круглыми янтарными «шишечками». Эти сосуды имели также тонкие ножки и основания из янтаря. Крупные янтарные изделия составлялись из отдельно вырезавшихся деталей разных оттенков, которые затем склеивались или нанизывались на металлический штифт. Нагревание пластин янтаря в масле приводило к их размягчению и появлению гибкости у этого материала, что позволяло его прессовать в определенных формах.
Сегодня предлагаем полюбоваться роскошными изделиями из янтаря, которые хранятся в нашем собрании — все представленные на фотографиях экспонаты выполнены в Кёнигсберге в XVII веке. Стоит отметить, что вещи из янтаря в то время дарили не часто, это был дорогой подарок. Миниатюрный декор этих замечательных памятников был предназначен для рассматривания с близкого расстояния. Этим мы и займемся сегодня!
Илл. 1 — Образок, возможно, входил в состав даров польского короля Владислава IV, привезенных в 1645 году. На янтарной пластине с одной стороны находится рельефное Распятие с предстоящими Марией и Иоанном и двумя распятыми разбойниками, а с другой — две сцены: «Воскресение» с ангелом у гроба и «Поклонение волхвов». На вставках ступенчатой подставки гравированы орудия страстей — трость и копье с губкой, терновый венец, стрелы, плеть, клещи, гвозди, а также рана в сиянии и петух. Высота: 20,5 см.
Илл. 2 — Распятие подарил Циприан Павел Бжостовский, посол короля Польши Яна II Казимира, царю Алексею Михайловичу в 1667 году. Резчик по янтарю использовал для изготовления Распятия смолу нескольких оттенков, а также слоновую кость. Такое сочетание материалов было характерно для творчества как кенигсбергских, так и гданьских мастеров второй половины XVII века. Высота: 37,5 см.
Интересно, что изделия из янтаря церковного назначения поступали в царскую сокровищницу только из Варшавы. Дипломаты и торговцы из других стран дарили царям янтарные предметы светского характера.
Илл. 3 — Вазу-рассольник царь Алексей Михайлович получил в подарок от бранденбургского курфюрста Фредерика в 1649 году. Тарель и основание украшает резной орнамент из растительных мотивов— цветка лилии, спиралевидных завитков и переплетающихся побегов. Высота: 15 см; диаметр: 18,3 см.
Илл. 4 — Кубок (или «рюмочка»), вероятно, входил в состав личных даров посла Польши Циприана Павла Бжостовского, поднесенных в 1667 году. Памятник украшен сердцевидными чешуйками, растительными завитками с листьями и цветами, связками плодов. Высота кубка: 11 см; диаметр: 5,7 см.
Илл. 5 — Стопа могла быть среди даров, доставленных царю Михаилу Федоровичу от короля Речи Посполитой Владислава IV польским послом Габриелем Стемпковским в 1645 году. Пояса янтаря декорированы связками плодов, цветами и птицами, виноградными лозами. На оправе чеканены связки плодов и львиные маски, а ручка имеет завершение в виде звериной лапы. Высота с ручкой: 23 см.
Илл. 6 — Кубок мог быть подарен в январе 1646 года голландским купцом Петером де ла Далле. Возможно, однако, он является подарком, доставленным польским послом Габриэлем Стемпковским в 1645 году. Конструкция кубка изначально предполагала наличие крышки, которая не сохранилась. Высота: 18,7 см.
.
© Музеи Московского Кремля