Найти тему
Музеи Московского Кремля

Приключения одного кубка из Оружейной палаты

Сегодня мы расскажем увлекательную историю об одном из наших экспонатов, достойную документального фильма. Перед вами великолепный серебряный кубок, выполненный в Нюрнберге в 1620-1646 годах мастером Иеремией Риттером. На мишени, укрепленной на оборотной стороне основания кубка, сохранилась гравированная надпись: КУБОК БОЯРИНА КНЯЗЬ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ПРОЗОРОВСКОГО, ВЕСУ В НЕМ ТРИ ФУНТА 53 АЛТЫН.

Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.

Боярин князь П.И. Прозоровский при Петре I возглавлял Оружейную палату и приказ Большой казны. Существует предание, что в первые, трудные годы Северной войны царь отдал распоряжение о переплавке большого количества серебряной посуды для того, чтобы иметь средства «на построение новой артиллерии». Однако князь, верный слуга и казначей, по данному ещё царю Алексею Михайловичу слову сохранил историческое собрание, а деньги, требуемые царем, выслал якобы из только ему известных и тайно хранимых государственных запасов. После побед над шведами Петр I вернулся в Москву и выразил сожаление о том, что нельзя будет наполнить Грановитую палату как в старину драгоценной посудой для встречи послов. В ответ князь очень обрадовал его известием о сохранении казенных ценностей.

За сохранение казны князь Петр Иванович награду брать не пожелал, но был пожалован по обычаю кубком. Поэтому на литом российском гербе — двуглавом орле, венчающем крышку кубка, по обеим сторонам на груди в фигурных щитках гравированы: с одной стороны поясной портрет молодого царя Петра I в доспехах, под императорской короной, вокруг портрета гравированы буквы: ГПАВРС (Государь Петр Алексеевич всея России самодержец), с другой — изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего копьем льва (символ Швеции). По смерти единственной дочери князя боярина П.И. Прозоровского, по завещанию, все его имущество было передано в казну.

Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.

Однако история кубка на этом не заканчивается. О его дальнейшей судьбе свидетельствует надпись, гравированная в два ряда на венце: БОЖИЕЮ ПОСПЕШЕСТВУЮЩЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА НАШЕ ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ПОЖАЛОВАЛ СИМ КУБКОМ ЕРЕНЧАНИНА ГРИГОРИЯ АНДРЕЕВА СЫНА ШАНГИНА, ЧТО ОН В ПОСЫЛКАХ ИЗ СИБИРСКОГО ПРИКАЗУ НАШЕЮ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА И КАЗНОЮ В КИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВА С КУПЧИНАЮ С ИВАНОМ САМАТЕЕВЫМ, ИЗ ПОСЛАННОЙ КАЗНЫ ИЗ УВОЗНЫХ КИТАЙСКИХ ТОВАРОВ УЧИНИЛИ ПРИБЫЛИ 223 ТЫСЯЧИ 59 РУБЛЕВ 19 АЛТЫН 2 ДЕНЬГИ ДАН [КУБОК] 1711 ГОДУ СЕНТЯБРЯ 3 ДНЯ.

На венце также гравированы в двух круглых медальонах сцена сражения со шведами и портрет царя Петра I, несколько отличающийся от портрета на литом гербе на навершии крышки.

Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.
Деталь. Кубок со съемной крышкой. Германия, Нюрнберг, первая половина XVII в. Мастер: Риттер Иеремия. Высота: 60 см; диаметр: 14,5 см.

По смерти купца драгоценный сосуд оказался у его племянника, архангельского купца М.В. Чернышева, от которого 29 августа 1810 г. по высочайшему повелению был принят обратно в кремлевскую сокровищницу.

За каждым предметом, хранящимся в нашем собрании, своя удивительная истории. И к счастью, многие из них нам хорошо известны. Рекомендуем также прочитать следующие материалы:

Панагия эпохи правления Ивана Грозного

Писчее перо императрицы Екатерины II

Реликвия двух войн, сабля работы Ивана Бушуева

.

© Музеи Московского Кремля