Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ШИРОКОМ ЗАСТОЛЬЕ

Важный вопрос в конце, а сначала вводная. Увидал заметку про шеф-повара, который на гастрономическом мероприятии "...выступил с нехитрым блюдом: деконструированным борщом из утки и тартара из обожжённой говядины и копчёной оленины с цукатами из солёных огурцов, с гречневыми чипсами и горчичным мороженым". Попытался осмыслить фразу и вспомнил, как в шестом или седьмом классе сделал пространную выписку из книги — порядок подачи и перечень блюд на торжественном обеде у великого князя Ивана Васильевича по случаю взятия Казани в 1552 году. Понятно, что слов "деконструированный", "чипсы" и "мороженое" там не было и быть не могло, а по настроению и степени кучерявости текст напоминал что-то такое: После ухи на столы ставились блюда со всякой икрой, с белорыбицей и раками, сиги паровые, вязига в уксусе, чрево осетрины, щучина живопросольная, тушёная, под чесноком или с хреном, башка белужья и просто белужина ветреная в рассоле, сельди свежезастуженные и в тесте, караси с пшеном, лососья спинка

Важный вопрос в конце, а сначала вводная.

Увидал заметку про шеф-повара, который на гастрономическом мероприятии

"...выступил с нехитрым блюдом: деконструированным борщом из утки и тартара из обожжённой говядины и копчёной оленины с цукатами из солёных огурцов, с гречневыми чипсами и горчичным мороженым".

Попытался осмыслить фразу и вспомнил, как в шестом или седьмом классе сделал пространную выписку из книги — порядок подачи и перечень блюд на торжественном обеде у великого князя Ивана Васильевича по случаю взятия Казани в 1552 году.

Понятно, что слов "деконструированный", "чипсы" и "мороженое" там не было и быть не могло, а по настроению и степени кучерявости текст напоминал что-то такое:

После ухи на столы ставились блюда со всякой икрой, с белорыбицей и раками, сиги паровые, вязига в уксусе, чрево осетрины, щучина живопросольная, тушёная, под чесноком или с хреном, башка белужья и просто белужина ветреная в рассоле, сельди свежезастуженные и в тесте, караси с пшеном, лососья спинка, головы щучьи в шафране, всякие прикрошки и присолы.

Это цитата из другой книги, что сути дела не меняет.

На Дзене я довольно часто пишу на кулинарные темы и привожу интересные, на мой взгляд, рецепты. В романах моих тоже встречаются пассажи о еде.

-2

При этом упоминание еды в книгах других авторов чаще всего не трогает меня как читателя. Перечисление заковыристых названий или экзотических вкусностей оставляет меня безразличным, когда список блюд — это украшательство; если у него нет драматургической задачи, если он не двигает действие и не работает на идею книги.

Есть у меня старинный, очень много читающий товарищ, в разговоре с которым на днях выяснилось, что гастрономические включения в книгах он пропускает принципиально...
...а у меня вопрос к Дзен-общественности:
как вы относитесь к гастрономическим/кулинарным пассажам в художественной литературе?

Рекомендованная ссылка "О НЕВКУСНОЙ, НО ЗДОРОВОЙ"
Рекомендованная ссылка "О НАПИТКАХ"
Рекомендованная ссылка "О СЕЛЁДКЕ в ШУБЬЕ"
Рекомендованная ссылка "О БОТВИНЬЕ"
Рекомендованная ссылка "О ДРЕВНЕМ ОБЪЕДЕНИИ"

-3

Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум". Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.