Найти тему
Петербургский Дюма

О невкусной, но здоровой

Лев был вегетарианцем. Лев Толстой.

Однако сказать, что пишущий граф с 50-ти лет не ел мяса, — ничего не сказать. Весть о том, что все блюда на его столе готовились из продуктов растительного происхождения, яиц и молока, выглядит скучно. Потому что бог в деталях! И в рецептах 😊

Сегодня за обедом я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди солёные, слепившиеся оттого, что замёрзли; потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб чёрный. И всё это в большом количестве. Я ем теперь с ним одну пищу <...>, и всё время у меня дурное пищеварение, а я ем вдвое меньше. Каково же ему, 69-летнему старику, есть эту не питательную, дующую его пищу!

Судя по дневнику Софьи Андреевны Толстой, и впрямь худо было дело, если на тридцать пятом году совместной жизни жена приходила в ужас от мужнина меню и маялась желудком за компанию.

Лев Николаевич в самом деле очень много ел, но — не в коня корм, как говорили крестьяне. Софья Андреевна следила, чтобы мужу покупали по 20 крупных яиц; остальным домашним брали обыкновенные. Кофе и чай в имении пили утром, кто когда поднимался, но плотно завтракали только в час дня — и начиналось: выпускная яичница, яйца в томате, омлет, пополам сложенный, яичница с шампиньонами, взбитая яичница с укропом, яйца всмятку, суп с омлетом...

Когда домашние уже успевали откушать, часа в два или в начале третьего к завтраку выходил сам Толстой. Много лет кряду ему подавали одно и то же: подогретую овсянку и простоквашу в горшочке. Однако это было только начало, а до вечера Лев Николаевич мог запросто умять целую тарелку пирогов и миску рисового пюре, запив тремя бутылками кефира с несколькими чашками кофе.

Орехи, финики и сухофрукты тоже составляли существенную и обильную часть писательского рациона: граф был сладкоежкой. А поскольку в Ясной Поляне с окрестностями собирали неплохой урожай, Лев Толстой постоянно и помногу ел варенье. Знатокам хорошо известна Поваренная книга, которую вела Софья Андреевна. Вот, к примеру, взятый оттуда рецепт клубничного варенья:

Полтора килограмма сахара на килограмм свежей спелой клубники плюс триста миллиграммов розовой воды.
Сварить сахарный сироп, а потом горячим сиропом залить ягоды.
Поставить на огонь, довести до кипения, после чего варенье убрать с огня.
Эту операцию проделать четыре раза. Варенье, пока оно ещё горячее, разлить по банкам, закрыть плотной крышкой и перевернуть горлышком вниз.

Вроде ничего сложного. А сам Толстой, говорят, отдавал предпочтение яснополянскому методу варки, рецепт которого упомянул в романе "Анна Каренина". В медные тазы шло всё: сливы, персики, абрикосы, яблоки, клубника, крыжовник, малина, вишня, дыня — получалось отменное ассорти. Приправляли варенье когда гвоздикой, когда корицей, когда лимоном и ванилью. Главный секрет яснополянского метода состоял в том, чтобы не добавлять воды и не жалеть сахара.

Среди 162 рецептов из Поваренной книги Софьи Андреевны внимание привлекает шоколадный кисель.

Взять одну дощечку шоколада, две чашки картофельной муки, чашку сахара и две бутылки молока.
Шоколад натереть на тёрке, смешать с крахмалом и сахаром, добавить немного молока.
Остальное молоко вскипятить и вливать туда получившуюся смесь, помешивая до густоты.

Дощечка шоколада — это две современных плитки общим весом 200 г, а две тогдашних бутылка молока — это нынешние полтора литра.

Да, и в алкоголе яснополянские тоже знали толк. Помимо белого десертного французского вина "сотерн" и белого портвейна, которые не переводились в доме, Софья Андреевна заботливо приготовляла настойки на травах; особенным уважением у Толстых пользовалась померанцевая (настойка на цитрусовом гибриде мандарина и помело).

Всем приятного аппетита 😊

Ссылка на Instagram для любознательных

"За весёлым завтраком", снимок Александры Львовны, дочери Льва Толстого (1901)
"За весёлым завтраком", снимок Александры Львовны, дочери Льва Толстого (1901)