Писатель Андрейс Дрипе написал повесть «Дорожные знаки» в 1966 году. В то время он работал воспитателем в исправительно-трудовой колонии для подростков и отлично знал, как попадают туда юные неокрепшие души, не нашедшие жизненных ориентиров. Практически сразу Дрипе переработал повесть в сценарий (и это был его первый такой опыт), а сценарий попал на Рижскую киностудию. Интересно, что экранизировать «Дорожные знаки» поручили другому дебютанту — режиссёру Ольгерту Дункерсу, в активе которого было пока лишь несколько короткометражек. И он с удовольствием взялся за работу, потому что сюжет ему показался убедительным. Впрочем, не только ему. Позднее журнал «Спутник кинозрителя» отрекомендовал ленту так:
«От знания автором материала, глубины и серьезности его суждений — глубина и серьезность разработки темы, от мастерства режиссеров, оператора, артистов — увлекательность изложения. Словом, разговор получился и важным, и интересным».
Отмечу, что распространено и другое название картины — «За поворотом — поворот», но у той версии, которую смотрела я, название было именно «Дорожные знаки», оно же дублировалось титрами.
Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!
Сам сюжет несложен и, в общем-то даже многим может показаться знакомым. В первых кадрах молодой человек Гирт выходит из тюрьмы. Он возвращается домой, а зритель из его воспоминаний узнаёт, как же Гирт оказался в заключении.
Несколько лет назад он поехал в колхоз, где трудился его дядя Роберт. Идти на практику на завод, как предлагала мать, Гирт не захотел, так как там мало платили. А вот дядя Роберт всегда доволен, он настоящий рубаха-парень, явно не нуждается в деньгах. В колхозе Роберт пристраивает Гирта в автомастерскую, где сам работает. И работает неплохо, он действительно знает своё дело. Правда, не прочь выполнить левые заказы, за счёт которых и шикует. Начальник мастерской Страутманис, мужчина строгий и сдержанный, против этих левых ходок, но Роберт знает, как надавить на него: он обвиняет Страутманиса в убийстве отца девушки Инги, с которой познакомился в деревне Гирт. Но у Инги другая версия:
её отец и Страутманис были лучшими друзьями, в войну ушли партизанить и во время одной и операций Страутманис случайно в темноте застрелил друга. Это до сих пор его гложет.
Роберт же полностью подчиняет себе Гирта: и увлекая красивой жизнью, и приучая к гулянкам и, главное, проникновенными словами, что у него никогда не было сына (и эти слова попадают в самое сердце Гирту, выросшему без отца). В один из дней Роберт устраивает очередную гулянку, Гирт, уже выпив, отправляется на машине за добавкой, а по пути подбирает Ингу.
Желая покрасоваться, он начинает лихачить и на полной скорости врезается во встречный грузовик.
В роли Роберта режиссёр Ольгерт Дункерс сразу увидел тогда уже знаменитого Гунара Цилинского. Актёр играть такого персонажа не хотел и долго отказывался, но в конце концов согласился. Это, кстати, одна из первых отрицательных ролей Гунара Цилинского, который тогда больше воспринимался как актёр положительного амплуа.
Роли Гирта досталась непрофессиональному исполнителю-дебютанту Роману Грабовскому, который тогда работал на радио в городе Гульбене. Роман активно участвовал в художественной самодеятельности, где его и увидели помощники режиссёра. Позднее Роман Грабовский (в латышском произношении Грабовскис) получил профессиональное образование, а потом и окончил Высшие режиссёрские курсы и активно работал в республике.
На роль Инги, девушки с пепельными волосами, как назвал её Гирт, утвердили начинающую киноакрису Лилиту Озолиню, служившую в рижском Художественном театре имени Яна Райниса. Для Лилиты Озолини это была всего лишь вторая роль, но зрители её уже знали: чуть раньше она удачно дебютировала в драме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1968) режиссёра Алоиза Бренча, которого считают её крёстным отцом в кино:
именно Бренч посоветовал Лилите выбрать актёрскую стезю, а позже не раз снимал её в своих картинах.
Ну и главный хит Лилиты Озолини, многосерийный телефильм «Долгая дорога в дюнах» (1980), — тоже работа, и блестящая работа, Алоиза Бренча.
А ещё обратите внимание на совсем молодого Арниса Лицитиса, который был в кадре меньше минуты. Ольгерт Дункерс знал артиста давно (Арнис занимался в его театральной студии) и дал ему в своём первом фильме роль, пусть и крошечную.
В прокат фильм вышел под конец 1969 года. Для всесоюзного прокат его дублировали, но, похоже, сейчас эта версия затерялась. Но можно посмотреть фильм с субтитрами и услышать оригинальные голоса. Повторюсь, что у ленты два названия: «Дорожные знаки» (в латышском варианте) и «За поворотом — поворот». Ищется по обоим. Смотрится фильм очень неплохо, герои красивые (некоторые — лишь внешне), и, несмотря на чёрно-белую плёнку, чувствуется летняя атмосфера. Как писал «Спутник кинозрителя»,
«почерк режиссёра точен, он знает, что хочет сказать и как выразить мысль ясно, без ложной витиеватости и украшательства».
А спустя десять лет уже Ольгерт Дункерс будет сниматься у Гунара Цилинского, которого ему пришлось так долго уговаривать. Гунар уже в качестве режиссёра будет ставить драму «Ранняя ржавчина» по собственному сценарию и главную роль отдаст Ольгерту Дункерсу. Но об этом в другой раз.
А вы знаете эту не самую известную работу РИжской киностудии? Какие фильмы этой киностудии помнятся вам?