Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Боевик, в котором шпион на чёрном дельтаплане пересёк границу СССР

Более 20 миллионов зрителей посмотрели эту приключенческую историю в 1984 году. И вряд ли это удивительно:

фильмы про пограничников всегда были популярны в советском кино, на них выросло не одно поколение зрителей.

А в ленте «Приказано взять живым» (1984) показали ещё и погони, гонки на автомобилях и захватывающие трюки, так что вполне закономерно, что она вошла в список лидеров проката.

Кадр из фильма. «Приказано взять живым»
Кадр из фильма. «Приказано взять живым»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Режиссёр фильма Виктор Живолуб до работы над «Приказано взять живым» уже дважды обращался к теме охраны границ, сняв «Право на выстрел» (1981) и «Казачья застава» (1982). Он и позже будет работать в том же направлении, и всякий раз этот будут удачи, пусть и разного масштаба.

Сценарий написал писатель Александр Антокольский, в библиографии которого были повести и рассказы большей частью фантастические, но время от времени он создавал и авантюрные произведения. Для кино Антокольский уже работал, причём первый его сценарий был посвящён пограничникам, но картина, снятая на киностудии «Таджикфильм», прорывом не стала. А вот вторая попытка, предпринятая Антокольским в том же направлении, принесла ему славу (конечно, не без помощи Виктора Живолуба и съёмочной группы).

Кадр из фильма. Александр Аржиловский и Константин Степанков
Кадр из фильма. Александр Аржиловский и Константин Степанков

По сюжету на заставу на границу Грузии и Турции прибывает новый молодой начальник Алексей Астахов. Алексей только-только женился на очаровательной москвичке Саше, которая приехала вместе с ним и пока ещё плохо представляет, что такое граница и жизнь в военном городке. Однако другие обитатели погранзаставы уже давно обжились тут и живут обычной жизнью с учениями, ночными тревогами, задержаниями.

Алексей, в отличие от немного избалованной Саши, которой всё тут в новинку, к пограничному быту привычен: он вырос в семье военных, и когда-то именно в этих местах погиб его отец-пограничник. Несколько раз он с молодой женой навещает могилу отца, которого здесь до сих пор помнят.

Правда, на заставе пока ещё никто не знает, что

за всеми, кто тут живёт и служит, с другой стороны ведут неустанную слежку, а все, казалось бы, малозначительные эпизоды со случайными переходами границы (то в руках пограничников оказывается мамаша с младенцем, то старик, которого считают погибшим ещё в войну) — это часть хитрой шпионской игры.

Апофеозом этой игры и станет таинственный ночной полёт западного диверсанта на чёрном дельтаплане.

Главной звездой фильма стала Александра Яковлева, тогда невероятно популярная. Она сыграла резкую Сашу Астахову, жену Алексея, любительницу отчаянных мотозаездов по окрестностям и учительницу.

Кадр из фильма. Александра Яковлева
Кадр из фильма. Александра Яковлева

Алексея Астахова сыграл Александр Аржиловский.

Кадр из фильма. Александр Аржиловский
Кадр из фильма. Александр Аржиловский

Выбор Виктора Живоглуба тут можно назвать спорным: предполагается, что

Алексей — молодой военный, возможно, даже недавно окончивший училище. Александру Аржиловскому, меж тем, было уже 36, и это заметно и внешне, и внутренне.
Кадр из фильма. Константин Степанков
Кадр из фильма. Константин Степанков

Коменданта Константина Гурова сыграл Константин Степанков, старшину заставы Михаила Рябоконя — Михаил Пуговкин,

Кадр из фильма. Михаил Пуговкин
Кадр из фильма. Михаил Пуговкин

его жену, местного фельдшера, Веру Рябоконь — Вера Васильева. В образе замполита Виктора Егорова — Виктор Незнанов. Вообще же нельзя не отметить, что

имена почти всех персонажей совпадают с именами актёров вплоть до отчеств. Это любопытная задумка режиссёра, хоть и и никак не влияющая на сюжет, но и поныне остающаяся занятным фактом о фильме.

Также в фильме можно увидеть Ию Нинидзе, Галину Орлову, сыгравшую перебежчицу границы по фамилии Орлова, Александра Яковлева. Ну а роль шпиона, того самого дельтапланериста, который ещё и отлично водит, владеет оружием и единоборствами, получил актёр рижского ТЮЗа Арнис Лицитис, который благодаря необычной внешности нередко играл отрицательных героев.

Кадр из филма. Арнис Лицитис
Кадр из филма. Арнис Лицитис

Кстати, Лицитис — один из немногих прибалтийских исполнителей, которые говорили почти без акцента, так что часто в фильмах он говорит своим голосом (но в «Приказано взять живым» его всё же переозвучил Виктор Рождественский).

Кадр из фильма. Александра Яковлева и Арнис Лицитис
Кадр из фильма. Александра Яковлева и Арнис Лицитис

Интересно, что картину, действие которой происходит на южной границе СССР, снимали в Крыму, в том числе в районе Севастополя.

Фото со съёмок. Виктор Незнанов, Александр Аржиловский, Александра Яковлева
Фото со съёмок. Виктор Незнанов, Александр Аржиловский, Александра Яковлева

Ещё более интересно, что

авторы поблагодарили в титрах пограничников Западного военного округа, которые помогли им в работе над картиной.
-10

Что же касается самого фильма, то он сразу же после премьеры стал киношлягером, на который зрители с удовольствием приходили повторно. Можно, конечно, разбирать ленту на части и копаться в недоделках (например, жаль, что не стали развивать тему использования технических средств для охраны границы), но лучше просто насладиться динамичным действием, пусть и слегка наивным по нынешним меркам и предсказуемым, на фоне великолепной природы.

А вы ходили в кино на этот шпионский боевик?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: