Изначально я хотела написать статью про подростков и взрослых, но увлеклась предысторией про онтогенез и возрастные периоды. Получился цикл из трёх статей подряд – сначала про малышей и дошкольников, отдельно про школьников до пубертата, и затем некоторые наблюдения про подростков и взрослых. Третью статью особенно хочу обсудить: приведу пример ситуации, подумаем вместе, не показалось ли мне.
У меня на дистанционном сопровождении и на разовых консультациях чаще всего бывают мамы с малышами, которые еще не ходят в сад, и родители дошкольников. Активная позиция родителей «не ждать трёх лет», когда есть проблема, и, наоборот, не превращать раннее развитие в хаос ежедневных кружков, секций и развлечений, позволяет сделать максимально много для ребёнка.
Контроль развития малышей до 3 лет относительно понятен. Смотрим, насколько ребёнок активен и развивается по возрасту, какая динамика освоения навыков. Проверяем подозрения, если они возникают. Смотрим в комплексе на всё: как смотрит, контактен ли, выражает ли эмоции, что именно делает с предметами, как изучает мир, как двигается, какую мимику использует, как слушает, понимает ли, какие звуки издаёт, что говорит. Кроме того, учитываем, как ест, как пьёт, как спит, как ходит в туалет. Смотрим и оцениваем АБСОЛЮТНО ВСЁ. [Когда я пишу "смотрим", я имею в виду родителей, плюс я сама делаю так в рамках сопровождения и консультаций - в реальном мире так делают не всегда, к сожалению.]
Кстати, именно тревожные родители подмечают первые звоночки тогда, когда проблема ещё не заметна. Тревожные люди более чуткие, их тревожность такими делает. Бывает и так, что кто-то из родителей видит реальную проблему и беспокоится обоснованно, но остальные близкие или специалисты за короткий приём не успевают вникнуть в суть и отмахиваются от опасений, как от назойливой мухи.
Когда проблема не надумана - развитие ребёнка должно идти строго с опорой на реабилитацию, мы смотрим по состоянию и диагнозу, точнее, по проявлениям диагноза. А знакомство с миром и запуск речи у малышей осуществляется силами мамы и\или других значимых взрослых (папы, бабушки, дедушки, няни), с умеренным периодическим посещением бассейнов (если нравится ребёнку), сенсорных комнат (по возможности) и прочих активностей, подходящих ребёнку и не усугубляющих состояние (не противопоказанных). Эти активности можно подключать по желанию, а можно и без них прекрасно обойтись. Обычные прогулки во дворе и адекватное внимание к ребёнку и его сенсорным, эмоциональным и коммуникативным потребностям дома приведут к вполне сравнимому результату.
В очередной раз обращаю ваше внимание: развитие и коррекция для малышей и младших дошкольников – это не десятки часов обязательных платных занятий, ради которых вы вламываете как кони в режиме 24\7. Это адекватное общение в семье. Ежедневное обучение навыкам, начиная с вызова жестов, действий рука в руке, действий по образцу, имитаций. Приятные активности - прогулки в парке, активные игры во дворе, игры в слова в машине, бытовые диалоги. Рисование, лепка, аппликация. Ритмика под музыку, обучение счёту в понятном ребёнку бытовом контексте, пальчиковая гимнастика. Обучение навыкам самообслуживания и сюжетным играм – показать, как укачивать куклу, играть в магазин, в доктора, в гости, строительство из кубиков, конструирование, игры с мячом. И умеренный постепенный переход к занятиям как у старших дошкольников.
Если ребёнок не реагирует на игрушки и игры, но у него есть специнтерес - эту возможность можно и нужно использовать по полной программе. Например, на днях мама Жени (канал "Мой путь в мире ОВЗ") подробно описала путь выхода сына из ЛУО с чертами РАС через интерес (я бы сказала, страсть) мальчика к ремонту.
Я очень люблю, когда ко мне на сопровождение или на консультацию приходят родители малышей до 3 лет. Ребёнок чаще всего ещё не успел походить на ранние развивашки, где незнакомые тёти дуют в лицо, чтобы «вызвать контакт» [и хорошо, если только дуют, а не что-то похуже], тыкают в рот нестерильными инструментами или обучают, как по-английски мяукают котики, и прочим важнейшим навыкам [это не шутка, к сожалению]. Ребёнок ещё не успел испугаться аниматоров, толп людей, животных в зоопарке-цирке и выдать мелтдауны. Ещё не произошли затяжные конфликтные истории в детском саду. Ещё не пройден в полной мере кризис трёх лет. То есть и время, и ресурсы безусловно работают в пользу ребёнка.
На этом канале есть несколько семей, чьих детей окружающие (и близкие люди, и специалисты) считали безнадёжными и необучаемыми. А сейчас они готовятся поступать в обычные школы или успешно учатся в коррекционных школах с возможностью освоить профессию. Очень важно не слушать советы «доброжелателей», которые обычно сводятся к критике, рекомендациям подождать или, наоборот, развить чрезмерную активность по «социализации ребёночка» вопреки здравому смыслу (например, когда и мама, и ребёнок оба против яслей, но другие считают - надо).
Переходим к дошкольникам. Первое, на что мы смотрим – развита ли речь по возрасту, оцениваем масштаб проблемы, если видим общее недоразвитие речи. Оцениваем, как ребенок ведет себя дома и вне дома. Как коммуницирует с другими детьми. Как встраивается в группу сверстников со стабильным составом участников. Смотрим на тревожность, наличие стереотипий, развитость эмоций, навыков, особенности поведения, теперь уже в новом возрастном периоде. Смотрим, во что играет. Каждый параметр сравниваем с обычным поведением сверстников возраста ребёнка (чтобы понимать примерную величину разрыва). Но ещё важнее сравнивать ребёнка вчерашнего с сегодняшним – то есть смотреть динамику и, главное, направленность (чтобы вовремя заметить откат). Любой откат - серьёзный сигнал для беспокойства; красный флаг.
У дошкольников 3-7 лет развиваются сюжетно-ролевые игры, идёт активное взаимодействие со сверстниками, обучение всем навыкам самообслуживания. Эмоционально-волевая сфера, конечно, только начинает разбег, и иногда, услышав обычные истерики от нежелания идти в сад, бдительные соседи могут вызвать полицию. Тем не менее, есть поведение (и речь), укладывающееся в допустимые границы, а есть красные флаги. К 6-7 годам ребёнок в онтогенезе развивается до готовности к школе.
В развитии любых дошкольников большую роль играет детский сад, который может стать (но может и не стать - такое тоже бывает) хорошей точкой опоры и ресурсом [хотя иногда конфузы с садом случаются]. Нужно как следует подумать и проанализировать возможности садика, особенно бесплатные – групповые занятия, кружки в саду, социализация в группе с постоянным составом, отношение воспитателя к ребёнку. И отдельно проанализировать возможности каждого значимого взрослого с правильным настроем в вашем окружении . И после этого восполнять недостающие ресурсы; время, силы, деньги у вас не резиновые, да и ребёнок сразу много не потянет.
Если ребёнок ходит в коррекционную школу, но у него не сформировалась учебная деятельность как ведущая (и вообще, кризис шести-семи лет толком не пройден), такой ребёнок в программе коррекции будет считаться, скорее, дошкольником (лучше перебдеть и лишний раз повторить что-то уже знакомое ребёнку, а заодно подкорректировать этим самооценку). Мы с вами ориентируемся не на физический возраст, а на уровень развития мышления и эмоций, и действуем соответствующими возрасту методами через интересы ребёнка. Действия через интерес не означают, что из занятий мы устраиваем цирк. Наоборот, социально-бытовые навыки - это не про развлечения, а про максимально возможную адаптацию к жизни на понятных ребёнку примерах и отработка действий и навыков, без которых самостоятельная полноценная жизнь не получится.
Жду ваши комментарии и вопросы. Самые сложные попадут в рубрику «вопрос-ответ», подготовлю отдельную статью. Я также оказываю индивидуальное сопровождение в динамике и разовые консультации по маршрутам запуска речи и самостоятельной коррекции, почта для связи указана в описании канала.