Найти в Дзене

Как справиться с истерикой ребёнка перед детским садом

Чаще всего в сад отдают детей в 3-4 года, когда начинается или продолжается кризис трёх лет. Проходит первая адаптация, первая эйфория от новых игрушек, ребёнок встраивается в правила группы и в режим. Спать во время тихого часа. Есть, что дают. Сидеть, положив «ручки на коленки». Поднимать руку, когда хочешь что-то попросить. После расслабленного домашнего режима с мультфильмами, мамой рядом и – чаще всего – некоторой избалованности ребёнок попадает в совершенно другие условия. Это контраст, который шокирует и ребёнка, и «неопытного» родителя. В этот момент родителям важно не вступать в противоречия с разумными требованиями детского сада и не подрывать авторитет воспитателей с ходу. [Пример про «эту курицу» был тут]. Можно на адаптацию брать с собой одну игрушку, если без неё ребёнок не может заснуть или плачет, но не тащить с собой пакет с формочками и машинками. В нормальном детском саду ребёнка социализируют – вовлекают в помощь и дежурства, закрепляют выполнение требований убирать

Чаще всего в сад отдают детей в 3-4 года, когда начинается или продолжается кризис трёх лет. Проходит первая адаптация, первая эйфория от новых игрушек, ребёнок встраивается в правила группы и в режим.

Спать во время тихого часа. Есть, что дают. Сидеть, положив «ручки на коленки». Поднимать руку, когда хочешь что-то попросить. После расслабленного домашнего режима с мультфильмами, мамой рядом и – чаще всего – некоторой избалованности ребёнок попадает в совершенно другие условия. Это контраст, который шокирует и ребёнка, и «неопытного» родителя.

В этот момент родителям важно не вступать в противоречия с разумными требованиями детского сада и не подрывать авторитет воспитателей с ходу. [Пример про «эту курицу» был тут]. Можно на адаптацию брать с собой одну игрушку, если без неё ребёнок не может заснуть или плачет, но не тащить с собой пакет с формочками и машинками. В нормальном детском саду ребёнка социализируют – вовлекают в помощь и дежурства, закрепляют выполнение требований убирать за собой игрушки. Показывают, как решать конфликты, наглядно объясняют про справедливость и способы демонстрации эмоций. [Должны показывать и объяснять, хотя, к сожалению, бывает и по-другому; статья не резиновая, о плохом поговорим в другой раз.]

Кстати, если ребёнок ходит сам в 3-4 года, то от детской коляски по пути в сад лучше уже отказаться. Предметы детства, которые сохраняются в обиходе, когда ребёнок их перерастает, обычно замедляют проявление потенциала развития ребёнка.

Так вот. За дошкольный период между кризисом трёх лет и кризисом семи лет у ребёнка происходит несколько волн изменения отношения к саду и мотивации ходить в детский сад.

Иллюстрация "Не пойду в детский сад" сделана при помощи нейросети
Иллюстрация "Не пойду в детский сад" сделана при помощи нейросети

Ребёнок не готов к плотной коммуникации в группе, ему ещё не нравится общаться с другими детьми, он не играет с другими, раздражается, когда ломают его башенки. Дома ему спокойно и хорошо. Даже если в саду у ребёнка хороший контакт с воспитателями, прекрасный сон и аппетит, утренние сборы в сад на фоне нежелания покидать дом могут превратиться в хаос. Ребёнок кричит и воет так, что соседи вызывают полицию, подозревая что-то ужасное. Встаёт в распорку в дверях, раскорячивается морской звездой и упирается руками и ногами. Может лягаться, может кусаться, может драться. Мы говорим про самого обычного ребёнка без ОВЗ.

Но обратите внимание: мы сейчас НЕ говорим про ситуацию, когда вместо манипулятивной истерики ребёнок демонстрирует реальный страх. Общая тревожность, испуг в глазах, мимика ужаса на лице - это прямой сигнал [СИГНАЛИЩЕ !!] о проявлениях нездоровой обстановки в детском саду.

Итак, ваши действия при демонстративном нежелании идти в детский сад, истериках и любых проявлениях поведения за гранью:

Ставите будильник и планируете выход минимум на пол часа раньше, чем должны. Если вы начнёте нервничать из-за опоздания на работу, торопить ребёнка и повышать голос, станет только хуже.

Отключаете эмоции и механически одеваете ребёнка: «Так. Левая рука ушла вверх, натягиваю рукав. Вижу замах ногой – захожу справа, обхватываю ноги, натягиваю штанину». Вы в тетрис давно играли? Вот примерно в таком настрое одеваете сами, если ребёнок уже не реагирует ни на что. Бережно, без сильных и резких движений, но настойчиво и крепко. Какие-то предметы одежды можно надеть уже на лестничной площадке. Покупая ребёнку одежду, подбираете такую, чтобы вы ее могли надеть и снять легко даже одной рукой, если второй держите ребёнка. Комбинезон на молнии, спортивные штаны на резинке, шапка-шлем, пуловер с вырезом, в который проходит голова без усилий. Есть товарищи, которых и двоим взрослым в четыре руки не быстро получится одеть. Если вам станет легче, то вот утешение: это не навсегда.

Если ребёнок с утра не почистил зубы, у него начинается истерика, а у вас поджимает время – значит, один день сходите с нечищеными зубами.

Вместо «ты должен» или «меня из-за тебя уволят» аргументируете: «В сад ходят все. Дети в сад – мамы на работу. Такие правила».

Если есть возможность иногда приводить ребёнка чуть позже (не к завтраку, а к прогулке) – заранее обсуждаете: «Сегодня мы придём вовремя, а завтра я отведу тебя позже, целое утро будешь дома заниматься своими делами». И тут же добавляете: «Какие у тебя дела на завтра?»

Если в саду в течение дня есть занятия (лепка, рисование, музыка и т.п.) – напоминаете о них ребёнку.

Если у кого-то в семье есть возможность по пути в сад поиграть с ребёнком в лошадку или в ракету (нести на руках, посадить на плечи) – это тоже поможет.

Если точно знаете, что заберёте ребёнка пораньше, – обязательно скажите ребёнку, это сгладит остроту момента.

По дороге в сад обсуждаете темы из специального интереса ребёнка (что будет делать в выходные на даче, что приготовить на ужин, какой мультфильм будем смотреть вечером, какую замечательную башенку вчера построили и повторим сегодня вечером, что напишем в письме Деду Морозу и т.п.) Переключайте на приятное.

В детском саду при заходе в группу вводите ритуалы для прощания.

В какой-то момент ребёнку станут интересны групповые совместные игры, и это тоже станет аргументом.

Рано или поздно у ребёнка может (должна) появиться мотивация «я первый». Как только вы почувствовали, что этот момент настал, – попробуйте отводить ребёнка в сад самым первым или приводите аргументы:

  • без тебя не справятся
  • нужно все проконтролировать
  • у вас сегодня репетиция
  • успеешь построить башенку до каши в саду
  • успеешь пообщаться с любимым воспитателем, пока никого нет
  • опоздавших не пустят, а у тебя сегодня любимый кружок (лепка \ рисование \ конструирование)

Ближе к старшей группе по мере дозревания до школы аргументом может быть «в школу могут не взять тех, кто не ходит в сад».

Жду ваши истории, интересно, как у вас проходят сборы в детский сад и адаптация, какие методы вы справляетесь с детскими истериками.